29 января

1205 год - Избрание латинским Патриархом Константинопольским Томаззо Морозини

Томаззо Морозини — религиозный деятель XIII века, первый латинский Патриарх Константинопольский.

Член аристократической венецианской семьи. Занимал невысокий сан церковнослужителя. Был иподиаконом.

Близость к аристократии Венеции, способствовала тому, что на эту роль был избран Томаззо Морозини. Это произошло вскоре после коронации первого императора Латинской империи Балдуина I Фландрского в мае 1204 г.

Сначала его избрание было оспорено папой римским Иннокентием III, как неканоническое и понижающее престиж Латинской Церкви, но уже 29 января 1205 года папа был вынужден признать свершившимся фактом избрание латинским Патриархом Константинопольским Т. Морозини.

После данного им обета уважать права Венеции и папства в Константинополе Морозини 5 марта 1205 г. был рукоположен в сан диакона, 26 марта 1205 — священника и на следующий день, 27 марта 1205 — епископа.

30 марта 1205 получил достоинство патриарха константинопольского. В июле 1205 Т. Морозини прибыл в Константинополь и 20 августа 1206 короновал императора Генриха I Фландрского.

Будучи латинским патриархом Константинополя Т. Морозини во всём руководствовался интересами Венеции.

Его отношения с двором императора Генриха I Фландрского были напряжёнными из-за некоторых юридических вопросов, обвинения его в хищениях из казны Собора Святой Софии в Константинополе, и, главным образом, назначения патриархом представителей венецианского духовенства на более высокие церковные должности.

1240 год - Заложен замок Кастель-дель-Монте

Кастель-дель-Монте — замок на юге Италии, в 16 км от города Андрия, в месте под названием «Terra di Bari». Выдающееся сооружение времён императора Фридриха II Гогенштауфена, Кастель дель Монте считается одним из самых известных средневековых замков в мире.

Кастель-дель-Монте был сооружён в период с 1240 по 1250 год. Архитектор неизвестен. Первоначально назывался castrum Sancta Maria de Monte по имени монастыря, который был расположен на том же месте. В современном сооружении не сохранилось никаких следов первоначального монастыря, как не сохранились и исторические описания его формы и интерьера. Полагают, что отделочные работы в замке не были доведены до конца.

Кастель-дель-Монте представляет собой правильный восьмиугольник. На углах замка находятся башни, также выстроенные в виде восьмиугольников. Длина каждой стороны основного восьмиугольника — 16,5 м, а стороны восьмиугольников башен — порядка 3,1 м. Высота стен — 25 м, высота башен — 26 м. Конструкция замка имеет следующую особенность — две стороны башни состыкованы с одной из сторон основного восьмиугольника. Главный вход замка направлен на восток.

Кастель-дель-Монте часто называют известнейшим замком мира, однако это сооружение не является замком в точном значении этого слова. У него отсутствуют ров, вал и подъёмный мост. Нет также помещений для припасов, конюшен, отдельной кухни. Необычен вход в замок, который выполнен как портал готического храма. Функциональное назначение замка загадочно. Ранее предполагалось, что он был задуман как охотничья резиденция императора, однако внутренние помещения были, по мнению некоторых исследователей, слишком богато украшены и обставлены для «охотничьего домика».

1336 год - Издана булла Benedictus Deus римского папы Бенедикта XII

Согласно учению Римско-католической церкви, Блаженное видение превосходит естественные способности ангелов и людей, и потому является сверхъестественным даром Божиим. Вьеннский собор осудил учение бегинок и бегардов, утверждавших, что люди не нуждаются в сверхъестественной помощи для того, чтобы возвыситься до видения Бога, но способны достичь Блаженного видения своими собственными силами.

Фома Аквинский считал Блаженное видение целью человеческой жизни и источником бесконечного счастья человека. Споры между доминиканцами и францисканцами о том, возможно ли Блаженное видение для душ усопших праведников еще до Страшного суда, были прекращены буллой Benedictus Deus римского папы Бенедикта XII, где сказано, что

души праведных … еще до воскресения их тел и Страшного суда пребывают на небесах вместе со Христом и … созерцают Божественную сущность непосредственным видением.

Это учение было вновь подтверждено на Ферраро-Флорентийском соборе в булле Laetentur caeli.

В Православной Церкви

Православные богословы, следуя учению Григория Паламы, считают, что Блаженное видение заключается в созерцании «нетварного фаворского света», исходящего от прославленного Тела Иисуса Христа.

1367 год - В Куре был основан Союз Божьего дома

Союз Божьего дома (Граубюнден или Гризон), как ответ на попытку епископа Петера Гелито передать все владения княжества-епископства герцогам Австрии в обмен на денежное содержание. Инициатива при этом исходила от представителей домского капитула, членов епископских судов, города Кур и ряда епископских министериалов; тем самым было положено начало свободному государству Трёх союзов, просуществовавшему вплоть до 1798 года.

Кантон Граубюнден как политическое образование берёт своё начало от союза трёх лиг — объединений общин, феодальных владений и других мелких образований, возникших в Средние века. В XIV веке епископ Петр хотел передать светскую власть Австрии, но встретил противодействие в общинах, сплотившихся в союз, вскоре начавший вместе с епископом принимать участие в правлении. В XV веке этот союз соединился с двумя другими: Верхним, или Серым (Graue Bund), и Десяти Сообществ.

1493 год - Выступило в поход объединённое московско-рязанское войско

Зимой 1492 года литовские войска под началом смоленского воеводы Юрия Глебовича и князя Семёна Ивановича Стародубского захватили Серпейск и Мезецк.

В ответ 29 января 1493 года выступило в поход объединённое московско-рязанское войско во главе с князем Фёдором Васильевичем Рязанским, от его брата великого князя Ивана Васильевича Рязанского был воевода Инька Измайлов, а московскую рать возглавляли князья Михаил Иванович Колышка-Булгаков и Александр Васильевич Оболенский. Юрий Глебович и князь Семён Можайский, узнав о приближении русских сил, бежали. Когда Фёдор Рязанский подошёл к Мезецку, горожане открыли ворота, затем были взяты приступом Серпейск и Опаков. Также были захвачены городки Городечня, Лучин-Город, Залидов.

В то же время другое русское войско во главе с князем Даниилом Васильевичем Щенятем и Василием Ивановичем Патрикеевым, вышедшее из Твери, взяло Вязьму, где были захвачены Вяземские князья, которые были отправлены в Москву. Здесь Иван ΙΙΙ князей «пожаловал их же вотчинами, Вязьмою, и повеле им собе служити», за исключением главного князя Михаила Дмитриевича Вяземского, отправленного в заточение на Двину.

Новым главным князем Вязьмы стал Андрей Юрьевич Вяземский. Ещё одна русская рать во главе с князем Даниилом Александровичем Пенком-Ярославским располагалась в Великих Луках, но успехи там были весьма скромные — захвачена волость Пуповичи. Были сделаны большие военные приготовления на случай, если бы противник перешёл в наступление. Не ограничиваясь этим, Иван III побуждал Менгли Гирея совершить набег на Литву, но тот предпочёл строить Очаков.

1517 год - Туман-бай с небольшим отрядом мамлюков внезапно ворвался в Каир и развязал уличные бои, которые продолжались три дня

После подчинения турками Каира Александрия и другие города Нижнего Египта стали изгонять мамлюкские гарнизоны. Египетское население выражало покорность и лояльность османскому султану Селиму Явузу. Опираясь на бедуинские племена и мамлюков, прибывших из отдаленных провинций Верхнего Египта, Туман-бай продолжил борьбу против турок.

Но силы противников были неравны. Мамлюкская конница не могла выстоять против залпов турецкой артиллерии. Вскоре между бедуинами и мамлюками начались разногласия. Бедуинские шейхи считали дальнейшую борьбу бесполезной, покидали Туман-бая и стремились заключить соглашение с османами.

2 апреля 1517 года Туман-бай прорвался в Нижний Египет и в окрестностях Каира вступил в последнее сражение с турками-османами и потерпел окончательное поражение. Сам мамлюкский султан решил укрыться у своего друга, бедуинского шейха, который предал его и выдал османскому султану. 15 апреля того же года последний мамлюкский султан Египта был повешен под аркой ворот Каира.

1523 год - Начался диспут, на котором Цвингли, на основании Библии, должен был доказать истинность своего учения

Реформация в Южной и Западной Европе пошла по другому пути, чем в Центральной, Северной и Восточной. Если в этих регионах поддержка реформаторов обеспечивалась земельными правителям, то в Швейцарии, конфедерации независимых территорий, города сами выбирали то вероисповедание, которое считали верным.

Начало же этому было положено в Цюрихе, где в 1518 году священником кафедрального собора был избран известный проповедник Ульрих Цвингли. Уже хорошо изучивший Библию, он в своих проповедях начал учить народ тому, что спасение достигается не соблюдением религиозной обрядности, а верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Необходимо заметить, что Рим первоначально достаточно безразлично отнёсся к новому реформатору — назревала война с Францией, а из всех швейцарских кантонов только Цюрих поддержал Папу, предоставив в его распоряжение свои войска. Даже изгнание Цвингли торговца индульгенциями монаха Самсона удостоилась не осуждения, а похвалы представителя местного епископа.

Так продолжалось до 1522 года, когда Цвингли сам пошел на обострение ситуации. Сперва в марте 1522 года он с кафедры высказался об отсутствии необходимости соблюдения церковного поста, а в июле того же года написал два открытых письма — епископу Констанцскому и членам Швейцарского Союза о вреде целибата и разрешении духовенству вступать в брак. Это был уже вызов. Однако и этот вызов не вызвал ожидаемых мер со стороны римского священноначалия — напротив, папский легат передал Цвингли письмо, в котором ему сулились огромные блага, если бы он стал поддерживать интересы Рима. Однако Цвингли проигнорировал эти предложения.

1546 год - Франциск I с Генрихом VIII заключили договор в Ардре, по которому Генрих обязался через 8 лет возвратить Булонь

В сентябре 1545 году война зашла в тупик, и обе стороны из-за отсутствия средств и войск тщетно искали поддержки со стороны немецких протестантских князей.

Напряженные дипломатические махинации имели место, чтобы деблокировать положение, но отсутствие доверия между двумя лагерями, и император, который являлся посредником, мало помогли ситуации. В январе 1546 года Генрих VIII послал Сеймура в Кале, чтобы подготовить наступление, но оно не оправдалось.

Франциск I не мог позволить себе полномасштабную войну, и Генрих VIII, будучи только заинтересованным сохранить Булонь, возобновил переговоры 6 мая. Договор был подписан в городе Ардр 7 июня 1546 года Клодом д’Аннебо, Пьером Рамоном и Гийомом Бошетэлем с французской стороны и Джоном Дюдлеи, Уильямом Паже и Николасом Уоттоном с английской стороны. По условиям этого договора Генрих VIII сохранял Булонь до 1554 года, когда он должен сдать город в обмен на платеж в размере двух миллионов крон.

В течение этого периода ни одна из сторон не должна строить укрепления в регионе, и Франциск I возобновил выплаты пенсий, заказанных Генрихом VIII. Ознакомившись с потребованной ценой за восстановление Булони, посол Карла V заявил Генриху VIII, что город окончательно собирался остаться в руках англичан. Положение с Шотландией было решено шестнадцатой статьей договора, которая предусматривала, что Генрих VIII не будет атаковать больше шотландцев без достаточного основания. Это дало отсрочку Шотландии в войне Rough Wooing, но она была недолгой, так как боевые действия возобновились 18 месяцев спустя.

1606 год - Первым европейцем, увидевшим остров Хендерсон, стал Педро Фернандес Кирос

Он дал ему название Сан-Хуан Баптиста. 17 января 1819 года остров был повторно обнаружен судном «Геркулес» британской Ост-Индской компании во главе с капитаном Хендерсоном, в честь которого и был назван остров.

2 марта 1819 года на острове останавливалось судно «Элизабет» под управлением капитана Генри Кинга. Его команда вырезала название судна на дереве и в течение нескольких лет остров носил двойное название.

С 20 по 27 декабря 1820 года на острове находился экипаж потерпевшего крушение китобойного судна «Эссекс», доплывшие сюда на спасательных шлюпках. Трое членов экипажа решили остаться на острове, в то время как остальная команда отправилась в плавание к Южной Америке. 9 апреля 1821 года они были спасены.

В 1980-е годы американский бизнесмен Артур Ратлифф предлагал купить или арендовать остров и организовать на нем небольшое поселение со взлетно-посадочной полосой. Совет Питкэрна дал своё согласие на это в апреле 1981 года, однако Министерство иностранных дел и по делам Содружества наций Великобритании ветировало это решение для охраны природы острова, который позже стал объектом всемирного наследия.

Раз в год жители Питкэрна приезжают на остров для заготовки деревьев видов Thespesia populnea и Cordia subcordata. Данные деревья они используют для изготовления поделок, которые обеспечивают им значительную часть доходов.

1629 год - Накануне победоносного завершения польской кампании Швеция объявила войну империи

Мантуанский кризис и эдикт о реституции спровоцировали раскол в стане католиков. В борьбе за Мантую, сильнейшую крепость на севере Италии, схлестнулись католики Франции и Австрии, причём последние действовали в интересах католиков Испании.

Папа римский Урбан VIII был напуган перспективой интервенции Габсбургов в Италию. Он настаивал на возвращении монастырских земель тем орденам, у которых они были изъяты, а не иезуитам. Валленштейн, в армии которого не только солдаты, но и большинство офицеров были протестантами, отказывался помогать монахам, присланным из Вены вступить в право владения землями, отошедшими к ним по Реституционному эдикту. Даже фанатичный католик Тилли говорил о несвоевременности эдикта ввиду предстоящего вторжения лютеранской армии шведов.

Летом 1630 году в Регенсбурге открылось заседание совета, на котором Фердинанд надеялся добиться от курфюрстов согласия на провозглашение его сына римским королём. Одновременно он хотел добиться от них поддержки в войне за мантуанское наследство и против Республики Соединённых Провинций. Валленштейн, расположившийся со своим штабом неподалёку от Регенсбурга в Меммингене, был готов при необходимости военной силой поддержать требования императора. Протестантские курфюрсты Саксонии и Бранденбурга проигнорировали это собрание. Иоганн Георг прислал меморандум со списком требований для начала переговоров о мире, включавшим в себя условия о возврате к религиозному устройству империи 1618 года, об отзыве Эдикта о реституции и о резком снижении военных контрибуций.

1635 год - Основана Французская академия

Как указывалось в грамоте, Академия создана, «чтобы сделать французский язык не только элегантным, но и способным трактовать все искусства и науки». В числе первых членов Академии — Валантэн Конрар, Жан Демаре де Сен-Сорлен, Жан Ожье де Гомбо, Франсуа Лё Метель де Буаробер, Жан Шаплен, Николя Фаре, Антуан Годо, Франсуа Мейнар, Марен Леруа де Гомбервиль, Гийом Кольте, Жан-Луи Гез де Бальзак, Онора де Бюэй, Клод Фавр де Вожла, Марк-Антуан Жирар де Сент-Аман, Венсан Вуатюр.

Академия насчитывает 40 членов. Избрание в Академию является пожизненным, академиков называют «бессмертными» согласно девизу Академии, введённому ещё при Ришельё — «Для бессмертия»; знак отличия, начиная со времён Наполеона III, — зелёный фрак. После смерти академика на его место выбирают нового; вновь избранный член в день своего «принятия под своды Академии» должен произнести речь в честь своего покойного предшественника.

Ряд академиков по разным причинам не были торжественно «приняты» в Академию, среди них Жорж Бенжамен Клемансо и Ален Роб-Грийе; большинство из них сами отказались от этой церемонии, но в 1923 году был случай, когда речь в честь предшественника была сочтена неудовлетворительной и академик отказался её переделывать.

После Второй мировой войны несколько академиков были исключены по приговору суда за коллаборационизм, среди них — маршал Анри Филипп Петен. При этом место Петена, а также место философа-националиста Шарля Морраса по предложению непременного секретаря Академии Жоржа Дюамеля было объявлено вакантным, но при их жизни не замещалось.

Иногда в Академию выбирают людей, известных прежде всего не как писатели или учёные, а как военные или политики.

1655 год - Состоялась битва на Дрожи-поле

Битва на Дрожи-поле или Битва под Охматовом — битва между русско-казацким войском под командованием Богдана Хмельницкого и Василия Шереметева и польско-крымским войском под командованием Станислава Потоцкого, Станислава Лянцкоронского и Мехмеда IV Гирея 29 января1 февраля 1655 года во время русско-польской войны 1654—1667.

Битва состоялась под Охматовом, к югу от Белой Церкви, в сильную стужу, отчего и получила название. Польско-татарские войска имели численное преимущество, поэтому Хмельницкий и Шереметев выбрали оборонительную тактику, построив табор из повозок и укрывшись там, отбивая атаки врага.

Было отбито несколько приступов, но потом лагерь был прорван, казаков и русскую армию спасло появление на поле битвы корпуса Ивана Богуна, который кавалерийской атакой выбил поляков и татар из лагеря и соединился с Хмельницким. В конце концов, русско-казацкое войско вынуждено было отступить к Белой Церкви, где располагалось русское войско воеводы Андрея Бутурлина.

Польско-крымские войска, однако, из-за больших потерь не могли дальше наступать. Битва, таким образом, остановила продвижение польско-татарских войск на Украину. Отступающие крымские татары грабили сёла и угоняли жителей в рабство. Хмельницкий направил 10-тысячный корпус под командованием Богуна преследовать татар и тот разбил 40-тысячное татарское войско по дороге в Крым и освободил пленных.

1804 год - Открытие Харьковского университета

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина — один из старейших университетов Восточной Европы, официально открыт 17 (29) января 1805 года. Старейший классический университет в исторической области Малороссия и второй в современной Украине после Львовского. Пятый университет Российской империи после Виленского, Дерптского, Московского и Казанского.

В 1804 году был утверждён Устав Харьковского университета и 17 (29) января 1805 года состоялось его официальное открытие. Главная заслуга в основании Харьковского университета принадлежит В.Н. Каразину. В те времена Харьков был достаточно незначительным губернским городом, и лишь исключительная энергия позволила Каразину реализовать свою идею. Он убедил местных жителей делать пожертвования, что и создало материальную базу университета, которому были переданы казённые дома губернатора и вице-губернатора. В 1907 году в Харькове открыт памятник Каразину, неоднократно менявший местоположение; с 2004 года он находится перед зданием университета.

Первым попечителем Харьковского учебного округа в 1803 году стал граф Северин Потоцкий. Он же полностью подобрал профессорский состав для Харьковского университета, который стал центральным учреждением учебного округа. Развитию новосозданного Харьковского университета содействовал Харьковский епископ Христофор. На базе университета было создано первое в Харьковской губернии периодическое издание — «Харьковский еженедельник» (1812).

1819 год - Английский губернатор Раффлз основал Сингапур

По окончании Наполеоновских войн 13 августа 1814 года был подписан договор между Великобританией и Нидерландами о возвращении Нидерландам их колониальных владений. В 1816—1818 годах Нидерланды восстановили свои позиции в Юго-Восточной Азии. Тем временем в английских торговых и колониальных кругах вызревала и укреплялась мысль о необходимости захвата в этом регионе выгодной стратегической позиции и создания там порта для поддержки торговых интересов Великобритании и противодействия Нидерландам. Эти настроения активно поддерживали торговцы и администрация Пинанга — единственного оставшегося британского владения в Малаккском проливе. Глашатаем этих настроений выступил служащий британской Ост-Индской компании Стэмфорд Раффлз.

В 1818 году генерал-губернатор Индии маркиз Хэстингс, ознакомившись с проектом Раффлза, разрешил ему возглавить экспедицию для создания английской базы у южного входа в Малаккский пролив, чтобы «предотвратить господство голландцев на путях прямых торговых связей между Китаем и Европой». 28 января 1819 года эскадра из восьми судов бросила якоря у острова Сингапур, а на следующий день Раффлз высадился на берег.

В это время на острове жило несколько сот человек из племён оранг лаут. В деревне на южной оконечности острова жил владетель Сингапура, претендовавший на власть и над южномалайским Джохором — Даинг Абдуррахман, носивший восходящий ко временам Малаккского султаната титул теменггунг.

1845 год - В одной из нью-йоркских газет опубликовано стихотворение Эдгара По «Ворон»

«Ворон» — самое известное стихотворение Эдгара Аллана По, впервые опубликованное 29 января 1845 года в нью-йоркской ежедневной газете Evening Mirror. Отличающееся музыкальностью, художественной выразительностью и мистической атмосферой, оно повествует о таинственном визите говорящего ворона к убитому горем молодому человеку, потерявшему свою возлюбленную. В ответ на вопросы, полные отчаяния и надежды, ворон повторяет слово «nevermore», чем усугубляет душевные муки героя. Стихотворение содержит некоторые отсылки к фольклору, мифологии и Античности.

В эссе «Философия творчества» Эдгар По подробно изложил процесс написания «Ворона», подчеркнув его методичность и строгий логический подход. При этом главной целью, по словам автора, было создание произведения, которое придётся по душе как критикам, так и рядовым читателям. Одним из вероятных источников вдохновения По стал роман Чарльза Диккенса «Барнеби Радж», главный герой которого имел говорящего ворона. С точки зрения формы стиха, в частности строфики и метрики, «Ворон» не является уникальным произведением, — они в значительной мере позаимствованы у стихотворения Элизабет Барретт «Сватовство Леди Джеральдины».

Вскоре после публикации «Ворон» принёс По огромный успех у читателей, сделав его общенациональной знаменитостью. Стихотворение перепечатало множество изданий по всей Америке, его цитировали, иллюстрировали и многократно пародировали. Несмотря на то, что мнения критиков по поводу «Ворона» разошлись, он остаётся одним из самых известных стихотворений в мировой литературе, оказавшим значительное влияние на массовую культуру.

1886 год - Карл Фридрих Бенц запатентовал первый успешный автомобиль с бензиновым двигателем

Benz Patent-Motorwagen или трицикл Бенца №1 — первый в мире автомобиль, построенный в 1885 году немецким изобретателем Карлом Бенцем. 29 января 1886 года на него официально был получен патент №37435.

Работу над мотором внутреннего сгорания собственной конструкции Карл Бенц начал ещё в конце 70-х гг. XIX века. За основу была взята конструкция, разработанная немецким инженером Николаусом Отто. В качестве горючего Бенц решил использовать бензин, а не дорогостоящий спирт, на котором работали двигатели конкурентов. Воспламенение горючей смеси осуществлялось при помощи искры. Источником питания служила батарея, ток от которой подавался на индукционную катушку, повышающую напряжение до необходимой величины. Для получения горючей смеси Карл Бенц использовал карбюратор. В 1879 году были проведены первые испытания рабочей версии двигателя.

В 1885 году Бенц впервые установил свой двигатель на колёсную повозку. Этот автомобиль очень напоминал трёхколёсный велосипед с одним передним управляемым колесом и двумя задними ведущими. Кроме того, от велосипеда Карл Бенц позаимствовал трубчатую раму и большие колёса со спицами и резиновыми шинами.

29 января 1886 года Карл Бенц официально зарегистрировал собственный автомобиль, получив патент за номером DRP-37435 «Автомобиль, работающий на бензине» от 2 ноября 1886 года. Уже в июле того же года немецкие газеты сообщили о первом публичном выходе на Рингштрассе в Мангейме трёхколесного Benz Patent Motor Car, модель №1.

1967 год - Грандиозный кришнаистский рок-концерт накануне «лета любви»

Mantra-Rock Dance — музыкальный концерт, состоявшийся 29 января 1967 года в танцевальном зале «Авалон» в Сан-Франциско. На концерте выступили Grateful Dead, Moby Grape, Big Brother and the Holding Company с Дженис Джоплин, а также поэт-битник Аллен Гинзберг и кришнаитский гуру Бхактиведанта Свами Прабхупада. Среди зрителей присутствовали такие видные лидеры контркультуры и пионеры ЛСД, как Тимоти Лири и Оусли Стэнли. Кульминацией концерта стал устроенный Гинзбергом и Прабхупадой киртан, в котором «тысячи людей пели „Харе Кришна“».

Бенгальский вайшнавский монах Бхактиведанта Свами Прабхупада прибыл из Индии в Нью-Йорк в 1965 году с целью донести гаудия-вайшнавизм до западной публики. Он оказался в Америке в очень удачное для осуществления своей миссии время, когда многие молодые люди интересовались индийской культурой и индуизмом, искали новые формы «расширяющей сознание духовности». В 1966 году Прабхупада открыл в Нью-Йорке первый кришнаитский храм и основал Международное общество сознания Кришны. В конце 1966 года он попросил своего ученика Мукунду и его жену Джанаки основать кришнаитский храм в Калифорнии. По прибытии на Западное побережье, Мукунда и Джанаки встретили своих старых друзей, две пары молодых людей, интересовавшихся индийской духовностью. Это были Сэм Спирстра и Мелани Нагель, и Роджер Зигель и Джоан Кампанелла. При их содействии, Мукунда арендовал помещение бывшего магазина в районе Хейт-Эшбери и открыл в нём храм Радхи-Кришны — первый кришнаитский храм на Западном побережье.

1710 год - Указом Петра I введён русский гражданский алфавит.
1996 год - В очередной раз сгорел венецианский театр «Ла Фениче».
2002 год - Джордж Буш в ежегодном обращении к конгрессу назвал Ирак, Иран и КНДР «осью зла».