фейсбук

инстаграм

вконтакте

Избрание латинским Патриархом Константинопольским Томаззо Морозини

Томаззо Морозини — религиозный деятель XIII века, первый латинский Патриарх Константинопольский.

Член аристократической венецианской семьи. Занимал невысокий сан церковнослужителя. Был иподиаконом.

Близость к аристократии Венеции, способствовала тому, что на эту роль был избран Томаззо Морозини. Это произошло вскоре после коронации первого императора Латинской империи Балдуина I Фландрского в мае 1204 г.

Сначала его избрание было оспорено папой римским Иннокентием III, как неканоническое и понижающее престиж Латинской Церкви, но уже 29 января 1205 года папа был вынужден признать свершившимся фактом избрание латинским Патриархом Константинопольским Т. Морозини.

После данного им обета уважать права Венеции и папства в Константинополе Морозини 5 марта 1205 г. был рукоположен в сан диакона, 26 марта 1205 — священника и на следующий день, 27 марта 1205 — епископа.

30 марта 1205 получил достоинство патриарха константинопольского. В июле 1205 Т. Морозини прибыл в Константинополь и 20 августа 1206 короновал императора Генриха I Фландрского.

Будучи латинским патриархом Константинополя Т. Морозини во всём руководствовался интересами Венеции.

Его отношения с двором императора Генриха I Фландрского были напряжёнными из-за некоторых юридических вопросов, обвинения его в хищениях из казны Собора Святой Софии в Константинополе, и, главным образом, назначения патриархом представителей венецианского духовенства на более высокие церковные должности.

Т. Морозини также не смог примирить православных византийских греков, как духовенство, так и народ, с католическими законами, обрядами и правилами. Обращить греков в католическую веру ему не удалось. Вместо этого, они стали всё больше обращать взоры вместо Латинской, на Никейскую империю.

После его смерти в 1211 г., пост латинского патриарха Константинополя оставался вакантным до избрания в ноябре 1215 епископа Гервасия из Гераклеи Понтийской.

Такое состояние длилось до 1261 года, когда Константинополь был отвоеван императором Михаилом VIII Палеологом, который возродил Византийскую империю.

С падением Латинской империи константинопольский патриарх переместился в королевство Кандия на о. Крит, а затем в Негропонт.

Временное преимущество латинский патриархат получал после подписания уний с Римом после Лионского собора и Флорентийской унии.

После Ферраро-Флорентийского Собора константинопольский православный и латинский патриархаты временно объединились. Константинопольскими патриархами считались униаты, пребывавшие в Константинополе. Так что с 1440 по 1450 гг. католические патриархи являлись не по названию, а реальными.

С падением Константинополя под ударами турок роль православной Константинопольской Церкви среди её паствы значительно возросла. Османский султан Мехмед II Завоеватель, захвативший Константинополь, не только оставил Константинопольским патриархам церковную власть над православным населением новообразованной империи, но и наделил их также политической властью, которой они не имели в Византии. Константинопольский Патриарх разделил с султаном политическое лидерство среди православного населения Османской империи.

С 1772 года Константинопольский патриархат становится титулярным, а латиняне, проживающие на территории Константинопольского патриархата были подчинены апостольскому викариатству в Константинополе.

В 1964 году патриархат, для улучшения отношений с православием, был упразднён.