2 ноября

1570 год - Катастрофическое наводнение смыло десятки тысяч голландцев в Северное море

Наводнение Всех Святых — стихийное бедствие, которое произошло 1 ноября 1570 года на голландском побережье. Оно затронуло города Эгмонд, Берген-оп-Зом и Сефтинге.

В Бергенском городском совете 1 ноября 1570 года была сделана запись: «В связи с большими штормами, которые были вчера», были укреплены плотины в южной и северной части города «и дано предупреждение об очень высоком наводнении».

Длительный шторм поднял воду на значительную высоту. Волной были сломаны многочисленные плотины на голландском побережье. Результатом этого стали огромные наводнения и большие разрушения. Общее число погибших, включая тех, кто находился в других странах, было более 20 тысяч человек, но точных данных нет.

Десятки тысяч людей стали бездомными, в огромных количествах был потерян домашний скот. Были уничтожены зимние запасы пищи и фуража. В Зеландии были надолго потеряны маленькие острова Вулпен, Козанд, Кадзанд и Стовезанд.

1721 год - Во время празднования Ништадтского мира Сенат поднёс Петру I титул императора

Титул Императора Всероссийского был введён при Петре I. После победы в Северной войне и подписании Ништадтского мирного договора в сентябре 1721 году Сенат и Синод решили преподнести Петру титул Императора Всероссийского со следующей формулировкой:

Как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны.

22 октября (2 ноября) 1721 года Пётр I принял титул. Пруссия и Голландия немедленно признали новый титул русского Царя, Швеция в 1723, Турция в 1739, Великобритания и Австрия в 1742, Франция в 1745, Испания в 1759 и, наконец, Речь Посполитая в 1764 году. Российское государство, соответственно, стало называться Российской империей.

5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии, в котором отменял древний обычай передавать Престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле Монарха.

1917 год - Британская империя официально поддержала идею возрождения еврейской государственности в Палестине

Декларация Бальфура 1917 года — официальное письмо, датированное 2 ноября 1917 года, от министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура к лорду Уолтеру Ротшильду, представителю британской еврейской общины, для передачи Сионистской федерации Великобритании.

По словам Ллойд Джорджа,

…декларация Бальфура не является простым актом милосердия. Следует понять, что речь идет о сделке в обмен… на поддержку евреями всего мира дела союзников.

Среди возможных целей издания декларации назывались:

  • Побуждение американской еврейской общины оказать давление на правительство США с целью добиться от него вступления в Первую мировую войну на стороне Антанты.
  • Попытка оказать давление на российских евреев, с целью предотвратить распространение среди них большевизма и тем самым предупредить выход России из войны.
  • Получение Великобританией морального права на контроль над Палестиной после войны. Согласно англо-французской договорённости, предшествовавшей декларации, в центральной Палестине предполагалось создать зону под международным, а не британским контролем.

В феврале 1918 года о своем согласии с «Декларацией» заявила Франция, 9 мая 1918 года — Италия, 31 августа 1918 года её одобрил президент США Вильсон, а затем, 30 июня 1922 года, конгресс США.

1947 год - Полёт миллионера Говарда Хьюза на крупнейшей летающей лодке в истории

Хьюз H-4 Геркулес — транспортная деревянная летающая лодка, разработанная американской фирмой Hughes Aircraft под руководством Говарда Хьюза. Этот 136-тонный самолёт, первоначально обозначенный как НК-1 и получивший неофициальное прозвище Spruce Goose, был самой большой когда-либо построенной летающей лодкой, а размах его крыла и поныне остаётся рекордным — 98 метров. Он был предназначен для транспортировки 750 солдат при полном снаряжении.

В начале Второй мировой войны правительство США выделило Хьюзу 13 миллионов долларов на изготовление прототипа летающего судна, но к окончанию военных действий летательный аппарат готов не был, что объяснялось нехваткой алюминия, а также упрямством Хьюза, стремившегося создать безупречную машину.

Самолёт Hercules, пилотируемый самим Говардом Хьюзом, совершил свой первый и единственный полёт только 2 ноября 1947 года, когда поднялся в воздух на высоту 21 метр и покрыл приблизительно два километра по прямой над гаванью Лос-Анджелеса.

После длительного хранения самолёт был отправлен в музей Лонг-Бич, Калифорния. В настоящее время является экспонатом музея Evergreen International Aviation в Макминнвилле, куда был перевезён в 1993 году.

1988 год - Работу американского Интернета парализовал первый сетевой червь — червь Морриса

2 ноября 1988 года зафиксирован первый случай появления и «победоносного» шествия сетевого червя, парализовавшего работу шести тысяч интернет-узлов в США. Позднее в СМИ этот червь был наречён червём Морриса по имени его автора. Хакеры же прозвали его «великим червём».

Эпидемия поразила около шести тысяч узлов ARPANET. В институт Беркли со всей страны были приглашены лучшие специалисты по компьютерной безопасности того времени для нейтрализации последствий вредоносного действия вируса. Анализ дизассемблированного кода программы не выявил ни логических бомб, ни каких-либо деструктивных функций.

Червь, вопреки расчётам создателя, буквально наводнил собой весь сетевой трафик ARPANET.

При сканировании компьютера червь определял, инфицирован ли уже компьютер или нет, и случайным образом выбирал, перезаписывать ли существующую копию, дабы обезопаситься от уловки с поддельной копией, внесённой системными администраторами. С определённой периодичностью программа, так или иначе, перезаписывала свою копию. Слишком маленькое число, заданное Робертом для описания периодичности, и послужило причиной первой в мире эпидемии сетевого червя.

Незначительная логическая ошибка в коде программы привела к разрушительным последствиям. Компьютеры многократно заражались червём, и каждый дополнительный экземпляр замедлял работу компьютера до состояния отказа от обслуживания, подчистую исчерпывая ресурсы компьютера.

2000 год - Первые космонавты на борту Международной космической станции

МКС-1 — первая долговременная экспедиция Международной космической станции. Она продлилась со 2 ноября 2000 по 18 марта 2001 года.

2 ноября 2000 года на российском корабле "Союз" на станцию прибыл её первый долговременный экипаж. Три члена первой экспедиции МКС, успешно стартовав 31 октября 2000 года с космодрома Байконур в Казахстане на корабле «Союз ТМ-31», произвели стыковку с сервисным модулем МКС «Звезда». Пробыв четыре с половиной месяца на борту МКС, участники экспедиции вернулись 21 марта 2001 года на Землю, на американском космическом челноке «Дискавери STS-102». Экипаж выполнял задачи по сборке новых компонентов станции и в том числе подключение к орбитальной станции американского лабораторного модуля «Дестини». Также они проводили различные научные эксперименты.

Первая экспедиция стартовала с той же стартовой площадки космодрома Байконур, с которой 50 лет назад отправился в полёт Юрий Гагарин, чтобы стать первым человеком, полетевшим в космос. Трёхступенчатая трёхсотдесятитонная ракета-носитель Союз-У подняла корабль «Союз ТМ-31» и экипаж на околоземную орбиту, спустя примерно 10 минут после старта дав возможность Юрию Гидзенко начать серию манёвров сближения с МКС. Утром 2 ноября, около 9 часов 21 минуты по всемирному координированному времени корабль пришвартовался к стыковочному узлу сервисного модуля «Звезда» со стороны орбитальной станции. Спустя девяносто минут после стыковки, Шеперд открыл люк «Звезды», и члены команды впервые вошли в комплекс.