Книги со скидкой

г.

Шлюп «Нева» под командованием Юрия Лисянского бросил якорь на Кронштадтском рейде, завершив первое русское кругосветное плавание

Первое русское кругосветное плавание было предпринято в 1803—1806 годах на приобретённых в Великобритании небольших кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, соответственно. Это плавание — важная веха в истории России, в развитии её флота, оно внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.

«Нева» и «Надежда» вернулись в Петербург разными маршрутами. В 1805 году их пути пересеклись в порту Макао на юге Китая. «Нева» после захода на Гавайи оказала содействие Русско-американской компании во главе с А.А. Барановым в отвоевании у туземцев Михайловской крепости. После описи окрестных островов и других исследований «Нева» повезла товары в Кантон, но 3 октября села на мель посреди океана. Лисянский велел сбросить в воду ростры и карронады, но вслед за тем шквал посадил корабль на риф. Чтобы продолжить плавание, команде пришлось сбросить в море даже такие необходимые предметы, как якоря. Впоследствии товар был подобран. По дороге в Китай был открыт коралловый остров Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт раньше «Надежды».

Оставив берега Японии, «Надежда» пошла на север почти совсем не известным европейцам Японским морем. По дороге Крузенштерн определил положение ряда островов. Он прошёл Лаперузовым проливом между Иессо и Сахалином, описал залив Анива, находящийся на южной стороне Сахалина, восточный берег и бухту Терпения, которую оставил 13 мая. Огромное количество льда, встреченное им на другой день на 48° широты препятствовало ему продолжать плавание на север и он спустился к Курильским островам. Здесь, 18 мая, открыл 4 каменные острова, названные им «Каменные ловушки»; около них он встретил такое сильное течение, что, при свежем ветре и ходе восьми узлов, корабль «Надежда» не только не подавался вперед, но его относило на подводный риф.

С трудом избежав здесь беды, Крузенштерн 20 мая прошёл проливом между островами Оннекотана и Харамукотаном, а 24 мая вновь прибыл в Петропавловский порт. 23 июня он пошёл к Сахалину, чтобы окончить описание его берегов, 29 прошёл Курильские острова, проливом между Раукоке и Матауа, который назван им Надеждой. 3 июля прибыл к мысу Терпения. Исследуя берега Сахалина, он обошёл северную оконечность острова, спустился между ним и берегом материка до широты 53° 30' и в этом месте 1 августа нашёл пресную воду, по которой заключил, что недалеко устье реки Амур, но из-за быстро уменьшающейся глубины идти вперед не решился.

На другой день встал на якорь в заливе, названном им заливом Надежды; 4 августа пошёл обратно в Камчатку, где исправление корабля и пополнение запасов задержали его до 23 сентября. При выходе из Авачинской губы из-за тумана и снега, корабль едва не сел на мель. На пути к Китаю он тщетно искал острова, показанные на старых испанских картах, выдержал несколько штормов и 15 ноября пришёл в Макао. 21 ноября, когда «Надежда» была уже совсем готова идти в море, пришёл корабль «Нева» с богатым грузом пушных товаров и остановился в Вампоа, куда перешёл и корабль «Надежда». В начале января 1806 г. экспедиция окончила свои торговые дела, но была задержана китайским портовым начальством без всякой особенной причины, и только 28 января русские суда оставили китайские берега.

Выходя из Зондского пролива, корабль «Надежда» опять только благодаря поднявшемуся ветру справился с течением, в которое попал и которое несло его на рифы. 3 апреля «Надежда» разлучилась с «Невой»; через 4 дня Крузенштерн обогнул мыс Доброй Надежды и 22 апреля прибыл на остров Св. Елены, пройдя путь от Макао в 79 дней, через 4 суток Крузенштерн ушёл и 9 мая вновь пересек экватор на 22° западной долготы.

Ещё на острове Св. Елены было получено известие о войне России с Францией, а потому Крузенштерн решил идти кругом Шотландии; 5 июля он прошёл между островами Фэр-Айл и Мейнленд Шетландского архипелага и, пройдя под парусами 86 дней, прибыл 21 июля в Копенгаген, а 5 (17) августа 1806 года в Кронштадт, совершив все путешествие в 3 года 12 дней. Во время всего плавания на корабле «Надежда» не было ни одного смертного случая, да и больных было очень мало, тогда как на других судах тогда множество людей умирало и во внутреннем плавании.