фейсбук

инстаграм

вконтакте

20 мая

День в истории - 20 мая

События произошедшие в этот день

1498 год - Васко да Гама первым из европейцев пришвартовался у берегов Индии, в Каликуте

Васко да Гама — португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии. 6-й губернатор Португальской Индии, 2-й Вице-король Индии и 1-й граф Видигейра.

Поиск морского пути в Индию был для Португалии, по сути, задачей века. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока, такие, как пряности, португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам, тогда как страна после Реконкисты и войн с Кастилией была бедна и не имела для этого финансовых возможностей.

1570 год - Абрахам Ортелий выпустил первый атлас современного типа

Theatrum Orbis Terrarum — памятник европейской картографии XVI века, подготовленный Абрахамом Ортелиусом и выпущенный в свет 20 мая 1570 года в Антверпене в издательстве Aegidius Copenius Diesth. Это был первый в истории географический атлас мира современного типа.

С 1570 по 1612 «Зрелище» Ортелиуса выдержало 42 издания. На каждой карте, включённой в «Зрелище», Ортелиус указывал имя её автора. Многие карты для «Зрелища» были выгравированы Францем Хогенбергом. В первом издании содержалось 70 карт, в издании 1612 года их было уже 167. В 1579 году Ортелиус дополняет «Зрелище» разделом исторических карт, составленных им самим — «Parergon Theatri», который издавался и отдельно. «Зрелище круга земного» оказалась самой дорогостоящей книгой XVI века.

Помимо латинского издания, «Зрелище» было выпущено на голландском, немецком, французском, испанском, английском и итальянском языках. Каталог изданий «Зрелища», составленный Марселем ван ден Броке, был выпущен в 1996 году. В XVII веке под тем же названием выпустил свой атлас амстердамский издатель Виллем Блау.

1609 год - В Лондоне без ведома автора изданы «Сонеты Уильяма Шекспира»

Сонеты Уильяма Шекспира — стихотворения Уильяма Шекспира, написанные в форме сонета. Всего их 154 и большая часть написана в 1592—1599 годах. Впервые сонеты Шекспира были напечатаны в 1609 году, очевидно, без ведома автора. Однако два сонета появилось в печати ещё в 1599 году в пиратском сборнике «Страстный пилигрим». Это сонеты 138 и 144.

Продолжает оставаться вплоть до наших дней загадкой, несмотря на бесчисленные исследования, самая знаменитая часть поэтического наследия Шекспира — его сонеты. Современникам они казались «сладкими как сахар». Этого было достаточно, чтобы разжечь жадность продавцов книг, и «книжный пират» по фамилии Джаггард несколько сонетов отпечатал в своём воровском издании ложно приписанного им Шекспиру «Страстного пилигрима». Другие сонеты попадаются в некоторых других хищнических изданиях пьес Шекспира. А в 1609 г. «книжный пират» Торп достаёт полный экземпляр вращавшихся в литературных кругах сонетов Шекспира и издаёт их без разрешения автора.

Однако его ожидания нажиться не оправдались. Сонеты, видимо, не понравились широкой публике, потому что следующее издание их появилось только в 1640 г. А затем их до такой степени забывают и игнорируют, что такой добросовестный человек, как издатель классического собрания сочинений Шекспира Стивенс, не захотел их перепечатать. Он считал шекспировские сонеты аффектированно педантическим и просто скучным вздором и позднее выразился, что «самый строгий парламентский закон не мог бы даже принудительным путём доставить читателей» этим сонетам. И их действительно просто перестали читать или читали до такой степени невнимательно, что некоторые издатели сочинений Шекспира заявляли, будто в сонетах воспевается возлюбленная Шекспира, а один даже уверял, что королева Елизавета I.

1756 год - Произошло первое морское сражение Семилетней войны на европейском театре военных действий

Сражение при Минорке — битва произошедшая 20 мая 1756 года и окончившаяся поражением британцев от испано-французских войск. Сражение при Минорке было первым морским сражением Семилетней войны на европейском театре военных действий. Британское поражение привело к спорному решению военного трибунала в отношении командующего британскими войсками Джона Бинга, которого казнили из-за «отказа приложить все усилия» для ослабления осады британского гарнизона Минорки.

Против 12 французских Бинг выставил 12 своих самых больших кораблей. Противники построились в две линии, шли параллельным курсом, Бинг приказал атаковать каждому кораблю свой номер, а сам атаковал флагмана, но из-за плохих сигнальных возможностей того времени британский флот пришёл в некоторое замешательство и запоздал с атакой. Во время сражения Бинг действовал со значительной осторожностью, проявляя стандартные методы ведения боя. Из-за значительного превосходства французов в огневой мощи несколько британских судов были значительно повреждены, но ни одно не затонуло и не было захвачено французами. После военного совета, который пришёл к выводу, что освободить гарнизон не удастся, а дальнейшее сражение с превосходящим флотом французов бесперспективно, Джон Бинг принял решения уйти в обратно в Гибралтар.

1882 год - Заключение Тройственного союза между Германией, Австро-Венгрией и Италией

Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны.

Главным организатором Тройственного союза являлась Германия, заключившая в 1879 году военный союз с Австро-Венгрией. 20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о союзе. Они взяли обязательства не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Договор возобновлялся в 1887 и 1891 годах и автоматически продлевался в 1902 и 1912 годах.

Политика стран-участниц Тройственного союза характеризовалась возрастающей агрессивностью. В ответ на создание Тройственного союза в 1891—1894 годах оформился франко-русский союз, в 1904 году было заключено англо-французское, в 1907 году — англо-русское соглашение, образовалась Антанта.

С конца XIX века Италия, терпевшая убытки от таможенной войны, которую вела против неё Франция, начала менять политический курс. В 1902 году она заключила с Францией соглашение, обязавшись соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию.

После заключения Лондонского пакта Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, и Тройственный союз распался. Однако, после выхода Италии из союза, Болгария и Османская империя присоединились к Германии и Австро-Венгрии, образовав четверной союз.

1905 год - В Киеве открыт Михайловский механический подъём

Киевский фуникулёр — фуникулёрная система с Подола в Верхний город в Киеве. Один из первых фуникулёров в бывшей Российской империи, открыт после Кремлёвского и Похвалинского элеваторов в Нижнем Новгороде и Одесского фуникулёра.

До начала XX века с Подола в Верхний город добирались по оборудованным деревянным лестницам. При развитии городского транспорта невозможно было обойти проблему быстрого подъёма на Владимирскую Горку. Замыслы такого рода транспорта возникали постоянно — в частности, была идея создания механического подъёма возле Андреевской церкви.

По Андреевскому спуску из-за его значительных узости, кривизны и крутизны трамвай в Киеве в конце XIX века не ходил, и Подол не был связан с Верхним городом. Власти города решили «устроить отдельный механический подъём в месте, не занятом улицей».

Работы по «устройству электрической, которая соединила бы Михайловскую гору с Боричевым током, производились с 1903 года и окончились весной 1905. Дорога обошлась концессионеру Бельгийскому акционерному обществу, владевшему городским трамваем, в 230 тысяч рублей.

Идею подъёмника придумал и «пробил» «инженер в квадрате», по выражению министра путей сообщения Сергея Витте, Артур Абрагамсон. Непосредственными авторами проекта были инженеры Н.К. Пятницкий и Н.И. Барышников. Первоначальный проект предусматривал длину подъёма 250 метров, но из-за невозможности снести один нижний частный дом ограничились строительством двухсот метров «канатки».

2003 год - Первый полёт частного управляемого космического корабля SpaceShipOne

SpaceShipOne — частный суборбитальный пилотируемый космический корабль многоразового использования, второй в истории суборбитальный пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат после North American X-15.

Изготовлен компанией Scaled Composites LLC, с 1982 года занимающейся производством экспериментальных летательных аппаратов. Одной из целей создания было участие в конкурсе Ansari X Prize, где основным условием являлось создание космического корабля, способного дважды в течение двух недель выйти в космическое пространство с тремя людьми на борту. Победитель должен был получить приз в размере 10 миллионов долларов. Награждение было намечено на начало 2005 года. В результате полётов уже в начале октября 2004 года команде создателей SpaceShipOne удалось выиграть этот приз.

Всего аппарат совершил 17 полётов, первый — беспилотный, а последние три — суборбитальные космические по версии ФАИ, то есть выше 100 км.

Несущий самолёт WK совершил 59 полётов, и только последние 17 раз он поднимал SS1.

Первый пробный беспилотный полёт на высоту 14,63 км, состоялся 20 мая 2003 года. Первый пилотируемый полёт на высоту 14 км — 29 июля 2003, пилот — Майк Мелвилл. Он же впервые поднял аппарат выше 100км 21 июня 2004. Он же совершил первый зачётный полёт (102,93 км).

1873 год - Фирма Levi Strauss&Co получила патент на «брюки с заклепками на карманах».