фейсбук

инстаграм

вконтакте

4 июня

День в истории - 4 июня

События произошедшие в этот день

1878 год - Османская империя передала Великобритании управление островом Кипр

Кипр — третий по площади и третий по населению остров в Средиземном море. Географически относится к Азии. Кипр расположен в восточной части Средиземноморья на расстоянии 380 км от Египта, 105 км от Сирии и 75 км от Турции.

Кипр входил в состав Римской империи с 58 г. до н.э. по 330 г. н.э. Этот период очень важен с точки зрения христианства, потому что именно тогда апостол Павел и уроженец Кипра апостол Варнава совершали свои миссионерские путешествия, благодаря чему был обращен в христианскую веру римский проконсул острова. Так Кипр стал первой в мире страной, управляемой христианами, а сами киприоты — первыми христианами Европы. После распада Римской империи Кипр вступил в «блистательную» эпоху Византии — воздвигаются красивейшие храмы и закладываются известные на весь мир монастыри. В 1191 году Ричард Львиное Сердце на своем пути в Святую Землю захватывает Кипр и продаёт его рыцарскому Ордену Тамплиеров. А Орден Тамплиеров, в свою очередь, продал остров франкийскому королю Иерусалима Ги де Лузиньяну. Корни семьи Лузиньянов уходят в местечко Пуатье во Франции. Эта семья основывает на Кипре католическое королевство и владеет островом в течение трёхсот лет. Однако последняя королева из династии Лузиньянов была вынуждена после смерти мужа уступить права на остров венецианцам. В 1489—1571 годах Кипр был использован венецианцами в качестве бастиона против османов для защиты своих коммерческих и стратегических интересов.

1916 год - Первая мировая война: начало Брусиловского прорыва, наступательной операции русской армии

Брусиловский прорыв — фронтовая наступательная операция Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала А.А. Брусилова во время Первой мировой войны, проведённая 22 мая7 сентября 1916 года, в ходе которой было нанесено тяжёлое поражение армиям Австро-Венгрии и Германии и заняты Буковина и Восточная Галиция.

Артиллерийская подготовка продолжалась с 3 часов ночи 22 мая (4 июня) до 9 часов утра 24 мая и привела к сильному разрушению первой полосы обороны и частичной нейтрализации артиллерии противника. Перешедшие затем в наступление русские 8-я, 11-я, 7-я и 9-я армии прорвали хорошо укреплённую позиционную оборону австро-венгерского фронта, которым командовал эрцгерцог Фридрих. Прорыв был осуществлён сразу на 13 участках с последующим развитием в сторону флангов и в глубину.

Уже к полудню 24 мая было взято в плен 900 офицеров и свыше 40 тысяч нижних чинов, захвачено 77 орудий, 134 пулемёта и 49 бомбометов. К 27 мая было взято в плен 1240 офицеров и свыше 71 тысяч нижних чинов, захвачено 94 орудия, 179 пулемётов, 53 бомбомета и миномёта.

1923 год - Принял первых заключённых Соловецкий лагерь особого назначения

Соловецкий лагерь особого назначения — крупнейший исправительно-трудовой лагерь 1920-х годов, находившийся на территории Соловецких островов.

В начале 1923 года ГПУ РСФСР, сменившее ВЧК, предложило умножить количество северных лагерей, построив новый лагерь на Соловецком архипелаге.

В мае 1923 г. заместитель председателя ГПУ И.С. Уншлихт обратился во ВЦИК с проектом по организации Соловецкого лагеря принудительных работ, и уже в июле первые заключённые были переправлены из Архангельска на Соловецкий остров.

6 июля 1923 года, через полгода после образования СССР, ГПУ союзных республик были выведены из-под контроля республиканских НКВД и слиты в Объединенное государственное политическое управление, подчиненное непосредственно СНК СССР. В ведение ОГПУ были переданы места заключения ГПУ РСФСР.

На острове Революции в Кемском заливе, где находилась лесопилка, было решено создать транзитный пункт между железнодорожной станцией Кемь и новым лагерем на Соловецких островах. Правительство Автономной Карельской ССР выступило против действий ОГПУ, однако транзитный пункт всё равно был открыт.

Согласно декрету ОГПУ, представленному Совнаркому РСФСР 18 августа 1923 года, в новом лагере должны были содержаться «политические и уголовные заключённые, приговорённые дополнительными судебными органами ГПУ, бывшей ВЧК, «Особым совещанием при Коллегии ГПУ» и обычными судами, если ГПУ быстро давало разрешение.

1939 год - Власти США отказались принять пароход с 963 беженцами-евреями из нацистской Германии

Еврейские беженцы — евреи, которые были вынуждены покинуть место своего жительства из-за преследований в связи со своей национальной или религиозной принадлежностью. Такие преследования чаще всего порождаются антисемитизмом — разновидностью ксенофобии, идеологией враждебного отношения к евреям как к этнической или религиозной группе.

Наибольшую известность в истории получили депортации евреев с территории Палестины римлянами в 70-е и 130-е годы н.э., преследования со стороны христианской церкви в Средние века в Европе, погромы и черта оседлости в Российской империи, массовые изгнания и убийства нацистами в 1930-е—1940-е годы, преследования в мусульманских странах в период 1940-х—1970-х годов.

Стремление к получению надёжного убежища для евреев стало стимулом для зарождения сионистского движения и создания Государства Израиль.

Многие страны, опасаясь наплыва беженцев, чинили препятствия и не давали им разрешений на въезд. Даже известия о массовых убийствах евреев нацистами не стали основанием для пересмотра антииммиграционной политики.

Наиболее известным примером антииммиграционной политики по отношению к еврейским беженцам стала судьба парохода «Сент-Луис», который 13 мая 1939 года вышел из Гамбурга на Кубу имея на борту 936 пассажиров, в том числе 930 евреев. Евреям не удалось высадиться ни на Кубе, ни в США, ни в странах Латинской Америки. Судно было возвращено в Европу. В результате, по оценкам, из пассажиров «Сен-Луис» Холокост и войну пережило лишь около 680 человек — 288 из высадившихся в Англии и 278 из 619 высадившихся в Антверпене и принятых Францией, Бельгией и Голландией.

1940 год - Вторая мировая война: завершение эвакуации британских войск из Дюнкерка

Дюнкеркская эвакуация, кодовое наименование Операция «Динамо» — операция в ходе Французской кампании Второй мировой войны по эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы.

После прорыва линии Мажино 10 мая 1940 года и капитуляции Нидерландов 14 мая, немецкое командование развило свой успех. Части Британских Экспедиционных Сил под командованием лорда Джона Горта, французские части и соединения, входившие в 16-й корпус, и остатки бельгийских войск оказались блокированными в районе города Дюнкерк.

18 мая 1940 года командующий британскими войсками лорд Горт впервые открыто предложил рассмотреть вопрос эвакуации союзных войск на Британские острова.

После того, как 20 мая 1940 года немецкие танковые соединения прорвались к Абвилю, войска 1-й группы армий союзников оказались отрезаны и прижаты к морю в районе Гравлин, Аррас, Брюгге. С юга и юго-запада против них действовали войска немецкой группы армий «А» под командованием генерал-полковника Герда фон Рундштедта, с востока и юго-востока — войска немецкой группы армий «Б» под командованием генерал-полковника В. Лееба.

Кабинет Черчилля и Британское Адмиралтейство решили эвакуировать части британского экспедиционного корпуса на Британские острова.

1942 год - Вторая мировая война: начало сражения у атолла Мидуэй

Сражение у атолла Мидуэй — крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 248 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

В 9:25 3 июня пилот взлетевшего с Мидуэя американского разведывательного гидросамолёта «Каталина» младший лейтенант Джек Ред, обнаружив японскую группировку, идущую к Мидуэю, передал сообщение из двух слов: «Главные силы».

Первый удар нанесли американцы: девять тяжёлых бомбардировщиков B-17, поднявшись с базы Мидуэй, в 16:23 нанесли удар по транспортным судам японской группировки. Как выяснилось позднее, ни одна бомба в цель не попала.

В 4:30 утра 4 июня стартовала первая волна японских бомбардировщиков и истребителей прикрытия. В 4:45 самолёты построились и легли на заданный курс — 36 торпедоносцев Nakajima B5N «Кейт» с авианосцев «Хирю» и «Сорю», 36 пикирующих бомбардировщиков «Вэл» с авианосцев «Акаги» и «Кага» и 36 истребителей «Зеро», по 9 с каждого авианосца. Истребителями прикрытия командовал лейтенант Суганами Минору. В 6:20 атакующая группа из 108 самолётов достигла атолла и нанесла удар по базе, причинив ей значительные разрушения.

1989 год - Подавление студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь в Пекине

События на площади Тяньаньмэнь 1989 года, также известные как «события 4 июня» в Китае и «бойня на площади Тяньаньмэнь» на Западе, — серия демонстраций в Китайской Народной Республике, продолжавшихся с 15 апреля по 4 июня 1989, главными участниками которых были студенты. Демонстрация 4-го июня была разогнана с применением армейских подразделений, в результате чего погибли сотни протестующих.

Утром 3 июня невооружённые части НОАК пытались войти на площадь, но были отброшены, а 3 июня поздно вечером в Пекин вошли армейские подразделения с танками, которые встретили вооружённое сопротивление, доходящее до открытых вооруженных столкновений, особенно ожесточенное на южном и западном подступах к Тяньаньмэнь. После того, как танки НОАК под обстрелом пробивались через баррикады из автобусов, грузовиков и тракторов, другие демонстранты использовали стальные балки из колесоотбойников, чтобы разрушить гусеницы бронетехники. Когда машины оказывались обездвиженными таким образом, протестующие взбирались на броню и закрывали воздухозаборники двигателей одеялами, пропитанными бензином, которые поджигали. Брошенная техника препятствовала дальнейшему продвижению НОАК. Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю в своей книге «Сингапурская история» цитирует слова Ху Пина: «На следующий день после инцидента он лично проехал по улице Чанъань на всем протяжении от Военного музея до комплекса для приёма гостей Дяоюйтай и видел дымившиеся остатки 15 танков и бронетранспортёров».

1989 год - Крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа

Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье». Погибли 575 человек, 181 из них — дети, ранены более 600.

На трубе продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов, образовалась узкая щель длиной 1,7 м. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, перегон Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР.

Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через почти двухметровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера». Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда.

Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

Скончались в этот день

1987 год - Умер Бенгт Георг Даниель Стрёмгрен, датский астроном и астрофизик.

Бенгт Георг Даниель Стрёмгрен — датский астроном и астрофизик. Бенгт Стрёмгрен родился в Гётеборге. Его родителями были Хедвиг Стрёмгрен и Сванте Элис Стрёмгрен, который был профессором астрономии копенгагенского университета и директором университетской обсерватории. Бенгт рос в профессорском особняке, окружённый учеными, ассистентами, наблюдателями и, просто, гостями. Отец ввел сына в научную жизнь и способствовал его продвижению. Так, первую научную работу Стрёмгрен младший выпустил в соавторстве с отцом в возрасте 14 лет. В 1925 Стрёмгрен поступает в Копенгагенский университет, а в 1929 уже получает степень доктора философии. После окончания университета остаётся работать в Копенгагенской обсерватории, а в 1940 становится её директором.