фейсбук

инстаграм

вконтакте

27 мая

День в истории - 27 мая

События произошедшие в этот день

1606 год - Восстание москвичей против Лжедмитрия и Марины Мнишек

Московское восстание — восстание горожан 27 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I. В ходе восстания Лжедмитрий был убит, новым царём провозглашён Василий Шуйский.

Восстание началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии пророка в Китай-городе, сделанного по приказу Шуйского. После удара толпа бросилась к Кремлю и к дворам, где стояли польские паны со свитой. Шуйские, Голицын, Татищев въехали на Красную площадь в сопровождении около 200 человек, вооруженных саблями, бердышами и рогатинами. Шуйский кричал, что «литва» пытается убить царя, и требовал, чтобы горожане поднялись в его защиту. Хитрость сделала своё дело, возбужденные москвичи кинулись бить и грабить поляков. В это время в Москве был Станислав Немоевский, который в своих записках привёл поимённый список попавших под молот московского бунта; было похоронено 524 поляка. В Кремле Лжедмитрий был убит, его тело сожгли.

1703 год - Заложена Петропавловская крепость, первое здание Санкт-Петербурга

Петропавловская крепость — крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове, историческое ядро города. Официальное название — Санкт-Петербургская, в 1914–1917 годах — Петроградская крепость.

Крепость была заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Ламбера: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк. В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом.

В 1704 году со строительством форта Кроншлот крепости была обеспечена дополнительная защита. В то время Васильевский остров имел насыпной вал по периметру, на котором была установлена артиллерия, а Адмиралтейство со стороны поля имело земляное бастионное укрепление. В совокупности это были основные фортификационные сооружения молодой столицы.

В 1731 году на Нарышкином бастионе построили Флажную башню, на которой стали поднимать флаг. Флаг поднимался с утренней зарёй, опускался с вечерним закатом. С 1917 г. флаг не поднимался, но в 1990-е годы эту традицию возродили.

С 1730-х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня. Постоянно стали производить выстрел с 1873 года. В 1934 году выстрелы прекратили, но в 1957 году эту традицию возродили. В XIX веке на территории крепости с 11 до 12 часов дня играл оркестр.

В 1762–1766 годах в крепости был построен дом для ботика Петра I — «Дедушки русского флота».

1855 год - В Летнем саду открыт памятник И. А. Крылову

Памятник Крыло́ву был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам и первым, установленным в Петербурге.

В 1848 году было собрано более 30 тысяч рублей по подписке, проводившейся с высочайшего соизволения по всей России. Академией художеств был объявлен конкурс, в нём приняли участие ведущие скульпторы того времени.

В конкурсе одержал победу проект известного скульптора барона фон Клодта. Первоначальный эскиз был выполнен в монументальных традициях античности: могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. И на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду.

Клодт установил бронзовую статую баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями людей и животных — персонажей басен Крылова.

И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь. Как пишется в «Путеводителе по С.-Петербургу», фигура Крылова «жизненна и правдива».

1905 год - Российская Тихоокеанская эскадра потерпела поражение в Цусимском сражении

Цусимское морское сражение — морская битва 14 (27) мая — 15 (28) мая 1905 года в районе острова Цусима, в которой российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Последнее, решающее морское сражение Русско-японской войны 1904—1905 гг., в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена или затоплена экипажами своих кораблей, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах и лишь четырём удалось дойти до русских портов.

Сражение — крупнейшее в эпоху додредноутных броненосных кораблей, — явилось ключевым событием, предопределившим исход русско-японской войны в пользу Японии. События и обстоятельства, связанные с боевым применением в этом сражении кораблей различных классов, послужили последующему качественному развитию военно-морской техники во всех ведущих морских державах.

Русская и японская эскадры встретились рано утром 14 (27) мая 1905 года в проливе между Кореей и Японией, к востоку от островов Цусима: японский адмирал был заранее осведомлён о составе и местонахождении кораблей противника; русский адмирал — вёл свою эскадру практически вслепую, не имея представления — где, когда и какими силами он будет атакован.

1923 год - Андре Лагаш и Рене Леонар выиграли первую гонку «24 часа Ле-Мана»

24 часа Ле-Мана — старейшая из ныне существующих автомобильных гонок на выносливость, проходящая ежегодно с 1923 г. недалеко от города Ле-Ман во Франции. Гонку также часто называют «Гран-при выносливости и экономичности». Команды вынуждены искать баланс между скоростью и надёжностью автомобилей, которые должны продержаться в течение 24 часов без механических повреждений, а также рационально использовать расходные материалы, такие как топливо, шины и тормозные колодки. Заодно проверяется и выносливость пилотов, которым зачастую приходится проводить за рулём более двух часов, пока их не сменит партнёр по команде на очередном пит-стопе. Ожидая своей очереди, пилоты успевают перекусить и немного отдохнуть. По действующим правилам каждым автомобилем, участвующим в гонке, должны поочередно управлять не менее трёх пилотов.

Соревнование проводится в июне, когда лето в Европе в полном разгаре. В особенно жаркие дни кабины автомобилей с закрытым кузовом могут сильно нагреваться, что, с учётом традиционно слабой вентиляции, создаёт пилотам значительный дискомфорт. С другой стороны, дождь во время гонки тоже не редкость. Гонка стартует в 15.00 по местному времени, продолжается всю ночь и заканчивается в то же время на следующий день. За 24 часа современные автомобили обычно успевают проехать более 5000 километров. Действующий рекорд — 5410 километров — был установлен в 2010 году. Это расстояние более чем в шесть раз превышает дистанцию гонки 500 миль Индианаполиса и почти в 18 раз — Гран-при Формулы-1.

1937 год - В Сан-Франциско введён в эксплуатацию мост Золотые Ворота

Мост Золотые Ворота — висячий мост через пролив Золотые Ворота. Он соединяет город Сан-Франциско на севере полуострова Сан-Франциско и южную часть округа Марин, рядом с пригородом Саусалито. Мост Золотые Ворота был самым большим висячим мостом в мире с момента открытия в 1937 году и до 1964 года. Общая длина моста — 2737 м, длина основного пролёта — 1280 м, высота опор — 227 м над водой, масса — 894 500 т. Высота проезжей части над поверхностью воды во время прилива составляет 67 м. Это один из самых узнаваемых мостов в мире.

До постройки моста единственным коротким маршрутом между Сан-Франциско и нынешним округом Марин был путь на лодке через воды залива Сан-Франциско. Паромное сообщение началось ещё в 1820 году, а регулярным оно стало в 1840-х годах в целях транспортировки воды в Сан-Франциско.

Одним из первых идею постройки моста через залив огласил самопровозглашённый император соединённых штатов Нортон I. Строительство моста началось 5 января 1933 года и продолжалось более 4 лет. Первоначальный проект моста подготовили инженер Джозеф Страусс и консультант архитектор Ирвинг Морроу, который использовал в дизайне элементы стиля ар-деко. Страусс руководил строительством моста, но в реальности мост спроектировали и выполнили все математические вычисления для моста иммигрант из Риги Лев Моисеев и Чарльз Альтон Эллис, но из-за плохих отношений между ними и Джозефом Страуссом их имена не фигурируют в истории строительства моста и не вписаны в табличку строителей моста на южной башне.

1941 год - Гибель немецкого линкора «Бисмарк» положила конец наступательной активности немецкого надводного флота

«Бисмарк» — линкор немецкого военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Во время своего единственного похода в мае 1941 года потопил в Датском проливе британский флагман, линейный крейсер «Худ». Начавшаяся после этого охота британского флота за «Бисмарком» трое суток спустя закончилась его потоплением.

«Худ» и «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецким соединением рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии 22 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший британской группой, приказал открыть огонь по первому кораблю, ошибочно считая его «Бисмарком». На «Принце Уэльском» поняли ошибку и открыли огонь по второму немецкому кораблю. Германская сторона некоторое время не отвечала: адмирал Лютьенс имел приказ не вступать в бой с военными кораблями противника, если они не входят в конвой. Однако после нескольких британских залпов капитан Линдеман заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю. «Принц Ойген» и «Бисмарк» открыли ответный огонь по «Худу». Холланд понял свою ошибку, но его приказ, по-видимому, не дошёл до управления огнём, так как «Худ» до конца продолжал стрелять по «Принцу Ойгену».

1949 год - В Москве закрыт Камерный театр режиссёра Александра Таирова

Камерный театр — драматический театр, основанный в Москве в 1914 году А.Я. Таировым. Первый спектакль — «Сакунтала» Калидасы — был показан 12 декабря 1914 года. Все основные спектакли ставил Таиров, ведущей актрисой была его жена Алиса Коонен. В 1950 году Камерный театр был закрыт; на основе его труппы и в том же здании на Тверском бульваре был организован Московский драматический театр имени А.С. Пушкина.

Таиров отдавал предпочтение произведениям «чистых» жанров — трагедии и комедии, причём отбирал для репертуара преимущественно западные пьесы. Таиров стремился к созданию синтетического театра, уделяя большое внимание актёрскому движению и пластике.

Революция коснулась и московской театральной жизни. Национализированный театр получил название Московский государственный камерный театр. Новая власть требовала отрешения от всего «старого и косного», не достойного, по её пониманию, идти в светлое революционное будущее. Очевидно, не всё проходило гладко и в Камерном театре.

Родились в этот день

1794 год - Родился Корнелиус Вандербилт, американский корабельный и железнодорожный магнат голландского происхождения.

Корнелиус Вандербильт — один из богатейших и успешнейших предпринимателей США XIX столетия, основатель плутократического рода Вандербильтов.

Корнелиус Вандербильт родился 27 мая 1794 года на родовой ферме на Статен-Айленде. Он был 4-м ребёнком в семье Корнелиуса и Фебы Вандербильт (урождённой Хенд). Предки отца происходили из местечка Де Бильт в Утрехте, Нидерланды. Отец будущего миллионера был бедным фермером, и зарабатывал также как лодочник в Нью-Йоркском порту. Корнелиус Вандербильт-младший уже в 11 лет оставил школу и на собственном опыте начал изучение проливов и течений в районе Нью-Йорка. За месяц до 16-летия он объявил матери, что собирается уйти из дома и стать моряком.

Скончались в этот день

1973 год - Умер Михаил Миллионщиков, советский физик, академик, организатор науки.

Михаил Дмитриевич Миллионщиков , государственный и общественный деятель, организатор науки и международного научного сотрудничества, специалист в области аэрогидродинамики, прикладной физики и ядерной энергетики. Ученик академиков А. Н. Колмогорова и Б. Н. Юрьева.

Родился в семье токаря паровозного депо станции «Грозный» Владикавказской железной дороги Дмитрия Ивановича Миллионщикова (1881—1937) и Евдокии Михайловны Акимакиной (1881—1921). Братья: Александр (1909—1981) — инженер-химик Куйбышевского крекинг-завода и Анатолий (1910—1979) — кандидат экономических наук, заместитель начальника Главного управления государственных доходов Министерства финансов СССР.