фейсбук

инстаграм

вконтакте

Франклин Рузвельт распространил на СССР действие закона о ленд-лизе

Ленд-лиз — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941—1942 гг. После нападения Японии на США 7 декабря 1941 поставки по лендлизу были приостановлены, и продолжены 28 декабря 1941 с намерением нагнать отставание к 1 апреля 1942 года. Однако, положение нормализовалось начиная лишь со второй половины 1943 года. Из обещанных Англией 800 самолётов и 1000 танков, которые СССР должен был получить в октябре-декабре 1941 г., поступило 669 самолётов и 487 танков. США с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. направили в СССР 545 самолётов, 783 танка, в 3 с лишним раза меньше обещанных, а также 16502 грузовые автомашины, то есть в 5 с лишним раз меньше, чем было запланировано.

Во второй половине войны основным шасси для «Катюш» стали ленд-лизовские «Студебеккеры». В то время как Штаты дали около 20 тысяч автомобилей для «Катюш», в СССР после 22 июня было выпущено для этой цели всего 600 грузовиков. Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, уничтожила война.

СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей. За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счёт импорта. В армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % — отечественных.

Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счёт старых автомобилей, изъятых из народного хозяйства по мобилизации. 62 % всех полученных автомобилей составляли тягачи, из них 60 % Студебекер, как лучший из всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу и тракторы для буксировки 76-мм и 122-мм артсистем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль Dodge 3/4 т, буксирующий орудия противотанковой артиллерии до 88 мм. Большую роль сыграл легковой автомобиль Willys с двумя ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью и явившийся надёжным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме того, Willys применялся в качестве лёгкого тягача для противотанковой артиллерии до 45 мм. Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Ford, придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и GMC, используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ.

По другим данным, СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, 1900 локомотивов и 11 075 вагонов, 3 млн 606 тыс. автопокрышек, 610 тыс. тонн сахара, 664,6 тыс. тонн мясных консервов. СССР получил 427 тыс. автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года было выпущено лишь 265,6 тыс. автомобилей и 27 816 мотоциклов.

США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина — почти 2/3 горючего, использованного за годы войны советской авиацией. Наряду с самолётами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование.

По ленд-лизу поставлено 11 075 вагонов, но только на оккупированной территории СССР было повреждено 428 000 вагонов. Общий вагонный парк СССР до войны составлял 600 тыс. вагонов. Кроме того с 5 июля по 5 ноября 1943 было захвачено 13 210 трофейных вагонов, с 22 июня по 22 июля 1944 в операции «Багратион» — 6389, и ещё 6493 в Ясско-Кишиневской операции. Вместе с тем трофейные вагоны нуждались в дорогостоящей переделке на советскую колею, и их использование не носило массового характера. Известно только одно постановление ГКО СССР на этот счёт, № 8030 от 5 апреля 1945 г. «О перепрессовке 1500 немецких трофейных вагонов с западноевропейской на советскую колею».

Было поставлено 445 тыс. машин, но следует упомянуть, что 215 тыс. было поставлено к 30 апреля 1944. В сталинградском котле было захвачено трофеями 61 102 машины, ещё 29 850 за месяц Белорусской операции, 10 377 за месяц Львовско-Сандомирской, 31 468 за первый неполный месяц Проскуровско-Черновицкой операции, 15 069 за Умано-Ботошанскую операцию, 35 060 в хайлигенбайльском котле, 9050 с 12 по 24 января 1945, 10 000 в корсунь-шевченковском котле, 8560 во время Кенигсбергской операции и 21 992 за Ясско-Кишиневскую. Только это уже даёт в сумме 232 573 трофейную машину. В 1943 году лишь 5,4 % автомобилей РККА были импортными, а в 1944 году 19 %. Вместе с тем, трофейные машины не имели существенного значения в обеспечении РККА автотранспортом. По состоянию на май 1945 года в РККА эксплуатировалось лишь 60,5 тыс. трофейных автомашин, в основном в глубоком тылу. Отсутствие запчастей к ним делало их фактически одноразовыми, поскольку любая поломка, даже мелкая, выводила автомобиль из строя навсегда. Использовать в боевой обстановке такие автомашины было рискованно, поэтому трофейные автомашины в основном шли в переплавку. С августа 1943 года ремонт трофейной техники в стационарных условиях уже почти не производился.