фейсбук

инстаграм

вконтакте

29 сентября

День в истории - 29 сентября

События произошедшие в этот день

1885 год - В Блэкпуле был пущен электрический трамвай

Блэкпульский трамвай — трамвайная система в курортном городе Блэкпул. Система блэкпульского трамвая имеет несколько особенностей, делающих её уникальной:

  • Трамвай в Блэкпуле был первой электрической трамвайной системой в Великобритании.
  • Трамвай в Блэкпуле — единственная трамвайная система Великобритании, пережившая волну закрытий в 1930-60х годах.
  • Трамвай в Блэкпуле — одна из всего трёх трамвайных систем в мире, использующих двухэтажные трамваи, и единственная система с двухэтажными трамваями в Европе.
  • Ежегодно трамвай в Блэкпуле перевозит 6,5 миллионов пассажиров.

Пусковой участок проходил по приморскому променаду, между улицами Cocker Street и Dean Street. Линия по променаду продлевалась в 1895 и 1897 годах. Первоначально использовался токосъём от третьего рельса, в 1899 году он был заменён на токосъём от контактного провода. Движение открывали десять трамваев.

Первоначально эксплуататором трамвайной линии была Blackpool Electric Tramway Company, в 1892 году система стала эксплуатироваться Blackpool Corporation.

Система продолжала расширяться и в последующие годы. Система расширялась в 1900, 1901, 1902 и 1903 годах.

В 1920 году в состав Blackpool Corporation вошла компания Blackpool & Fleetwood Tramroad Company, которой принадлежала трамвайная линия длиной восемь миль, шедшая от Северного вокзала до Флитвуда, и подходившая к морю в районе площади Gynn Square. Эта линия была построена в 1898 году. Для обслуживания этой линии имелось три депо.

Трамвайная сеть расширялась в последний раз в 1926 году.

1893 год - Произошло сражение при Эспинильо

Сражение при Эспинильо — сражение на реке Парана между кораблями лоялистов и мятежников во время революции 1893 года в Аргентине. Завершилось победой проправительственных сил. Одно из последних морских сражений, в котором участвовали броненосцы береговой обороны и мониторы.

В 1893 году, в Аргентине началось масштабное восстание сторонников социал-демократической партии «Гражданский радикальный союз» против действующего правительства. Восставшие требовали проведения всеобщих выборов, гражданского контроля над военными, защиты прав рабочих и среднего класса. В течение весны-лета, значительная часть территории страны была охвачена вооруженными выступлениями радикалов, которым удалось установить контроль над некоторыми провинциями.

В ходе восстания, на сторону радикалистов перешли ряд армейских подразделений, включая и некоторые корабли военно-морского флота. Сильнейшим из них был мореходный монитор ARA Los Andes, построенный в 1874 году в Великобритании. 24 сентября, этот корабль был направлен вверх по реке Парана с целью доставки снаряжения правительственным войскам; однако, 26 сентября экипаж монитора восстал, и перешёл на сторону радикалистов.

Осознавая значительную опасность, которую действующий в реке монитор мог создать для коммуникаций правительственных войск, лоялистское командование аргентинского флота направило вверх по реке боевые корабли — броненосец береговой обороны «Индепенденсия» и торпедно-канонерскую лодку «Эспо́ра» — чтобы захватить или уничтожить мятежный корабль.

1911 год - Италия объявила войну Турции

Италия как новообразованная держава искала новые рынки сбыта и старалась расширить свои маленькие колониальные владения. Итальянцы начали вести дипломатическую подготовку к вторжению в Ливию ещё в конце XIX века, а военную — с начала XX века.

Итальянскому общественному мнению Ливию преподносили как страну с большим количеством полезных ископаемых и хорошими природными условиями, к тому же защищаемую всего 4 000 турецких солдат. Стоит отметить, что само население Ливии было враждебно настроено по отношению к туркам и дружественно расположено к итальянцам, так как первоначально видело в них освободителей от турецкого гнёта. Итальянцы представляли будущее вторжение в Ливию не иначе как «военную прогулку».

В 1900 году Италия заручилась согласием Франции на захват Триполи и Киренаики. Широкий подкуп французской прессы немало способствовал обеспечению благожелательной позиции Франции. В 1909 году в Раккониджи Италия добилась того же и от России. Итальянские политики рассчитывали, что Германия и Австро-Венгрия также не станут противодействовать и предадут интересы покровительствуемой ими Турции.

28 сентября итальянское правительство направило Порте ультиматум. Он начинался с заявления, что Турция держит Триполи и Киренаику в состоянии беспорядка и нищеты. Далее шли жалобы на противодействие турецких властей итальянским предприятиям в Триполи. Вывод был ошеломляющий:

Итальянское правительство, вынужденное позаботиться об охране своего достоинства и своих интересов, решило приступить к военной оккупации Триполи и Киренаики.

Турции предлагалось не более и не менее как самой способствовать захвату своей территории, приняв меры к тому, чтобы «предупредить всякое противодействие» итальянским войскам.

1918 год - Первая мировая война: войска Антанты прорвали линию Гинденбурга

Линия Гинденбурга — протяжённая система оборонительных сооружений на северо-востоке Франции во время Первой мировой войны. Линия была построена немцами зимой 1916—1917. Она протянулась на 160 км от Ланса до реки Эна около Суассона.

Решение о строительстве оборонительной линии было принято Паулем фон Гинденбургом и Эрихом Людендорфом во время битвы на Сомме. Строительство линии позволило, выпрямив линию фронта, сократить его длину на 50 км, в результате освободилось 13 дивизий для решения других задач.

На линии Гинденбурга были сооружены бетонные бункеры и пулемётные огневые точки, протянута колючая проволока в несколько рядов, оборудованы тоннели, траншеи и блиндажи для пехоты.

Отступление на линию Гинденбурга началось в феврале 1917 года с применением тактики «выжженной земли». Немецкое командование полагало, что новая линия обороны неприступна, однако уже в ходе битвы при Камбре в 1917 году британские войска при поддержке танков прорвали оборону, а во время битвы за линию Гинденбурга в 1918 году она была преодолена.

1922 год - Отплытие из Петрограда «философского парохода»

«Философский пароход» — собирательное название для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberbürgermeister Haken и Preussen, доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 насильственно высланных из СССР представителей интеллигенции, включая многих известных философов и мыслителей. Операция советских властей по насильственной высылке за границу деятелей науки, медицины и литературы была произведена по инициативе В.И. Ленина в 1922—1923 годах в рамках борьбы с инакомыслием. В отличие от расстрела, повсеместно применявшегося к представителям «контрреволюционной» интеллигенции ранее, такая «гуманная» акция как высылка была вызвана в первую очередь желанием советского режима получить признание правительствами других стран.

29 сентября 1922 года. Из Петрограда отплыл пароход «Oberburgermeister Haken», пассажирами которого были философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев, А.А. Кизеветтер, М.А. Ильин, М.М. Новиков, А.И. Угримов, В.В. Зворыкин, Н.А. Цветков, И.Ю. Баккал, профессор МВТУ В.И. Ясинский и другие. 30 сентября пароход прибыл в Штеттин. На борту находилось примерно 30—33 человека из Москвы и Казани, а также из других городов.

1932 год - В Нью-Йорке снята знаменитая фотография «Обед на небоскрёбе»

«Обед на небоскрёбе» — известная фотография, сделанная в 1932 году неизвестным фотографом во время строительства «RCA Buildings», являющегося частью Рокфеллер-центра. На фотографии запечатлены одиннадцать рабочих, которые обедают, сидя на балке строящегося небоскрёба на уровне 69 этажа на высоте более двухсот метров, свесив ноги в пустоту. Снимок был сделан как постановочный, но с настоящими рабочими 29 сентября 1932 года и опубликован 2 октября в воскресном приложении к New York Herald Tribune. Основная задача снимка — реклама почти готового здания.

Ранее авторство ошибочно приписывали Льюису Хайну, который вёл фотолетопись строительства Эмпайр-стейт-билдинг в 1931 году. В октябре 2003 года архив Беттманна, обладатель авторских прав на фотографию, по результатам многомесячной экспертизы, проведённой частной детективной фирмой, признал автором снимка Эббетса. Однако через десять лет статус «автор неизвестен» был возвращен.

В 2001 году спустя неделю после 11 сентября, американский скульптор итальянского происхождения Серджо Фурнари воспроизвёл фотографию в скульптуре, назвав её «Lunchtime on a Skyscraper — A Tribute to America’s Heroes». Она выставлялась как вдохновляющий символ для рабочих, разгребавших завалы на месте Всемирного торгового центра. Позднее в 2003 году он установил её на свой грузовик, тем самым превратив его в некое подобие мобильного музея. В январе 2007 года была украдена фигура рабочего, находившегося справа на фотографии, а спустя полгода она была найдена на заднем дворе церкви и отреставрирована.

1941 год - Вторая мировая война: начало массовых убийств в Бабьем Яру

Бабий Яр — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941 года, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов.

Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 года — были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу. Точное место расстрела неизвестно.

24 сентября на Крещатике были подорваны дома, в которых располагались представители оккупационной администрации. Взрывы и пожары продолжились в последующие дни, было уничтожено около 940 крупных жилых и административных зданий. В отчёте представителя имперского министерства оккупированных восточных областей от 5 октября 1941 года говорилось, что пожар распространился на площади 2 тысячи кв. м., без крова осталось около 50 тысяч человек. Нацисты обвиняли в пожаре и взрывах евреев и использовали это как повод для уничтожения еврейского населения.

1954 год - Учреждена Европейская организация по ядерным исследованиям

ЦЕРН — Европейская организация по ядерным исследованиям, крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий. Также иногда переводится как Европейский Центр ядерных исследований. Аббревиатура CERN произошла от фр. Conseil Europeen pour la Recherche Nucleaire. В русском языке обычно используется аббревиатура ЦЕРН.

После успеха международных организаций в урегулировании послевоенных проблем, ведущие европейские физики считали, что подобная организация необходима и для физических экспериментальных исследований. Этими пионерами были Рауль Дотри, Пьер Оже и Лев Коварски во Франции, Эдоардо Амальди в Италии и Нильс Бор в Дании. Кроме объединения европейских учёных подобная организация была призвана разделить возрастающую стоимость физических экспериментов в области физики высоких энергий между государствами-участниками. Луи де Бройль официально предложил создать европейскую лабораторию на Европейской культурной конференции.

Следующий толчок был сделан американским нобелевским лауреатом Исидором Раби в июне 1950 года на пятой Общей конференции ЮНЕСКО во Флоренции, где он предложил «помочь и поддержать создание региональных исследовательских лабораторий для увеличения международного сотрудничества». На межправительственной встрече ЮНЕСКО в Париже в декабре 1951 года, было принято решение о создании Европейского совета по ядерным исследованиям. Двумя месяцами позже 11 стран подписало соглашение о создании временного Совета, тогда и возникло название ЦЕРН.

1957 год - Кыштымская авария, одна из крупнейших техногенных катастроф на территории СССР

«Кыштымская авария» — первая в СССР радиационная чрезвычайная ситуация техногенного характера, возникшая 29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк», расположенном в закрытом городе Челябинск-40. Название города в советское время употреблялось только в секретной переписке, поэтому авария и получила название «кыштымской» по ближайшему к Озёрску городу Кыштыму, который был обозначен на картах.

29 сентября 1957 года — 16 часов 22 минуты по местному времени. Произошёл взрыв банки № 14 комплекса С-3.

19 часов 20 минут. Воздушные массы из района химкомбината двигались в направлении села Багаряк и города Каменск-Уральский.

22 часа вечера или 00:00 30 сентября. Радиоактивное облако достигло территории Тюмени.

Около 23 часов было замечено странное свечение в небе; основными цветами этого свечения были розовый и светло-голубой. Свечение вначале охватывало значительную часть юго-западной и северо-восточной поверхности небосклона, далее его можно было наблюдать в северо-западном направлении.

30 сентября — 3 часа ночи. Полностью завершён процесс формирования радиоактивного следа.

4 часа утра. На промышленной площадке была произведена первая грубая оценка уровня радиационного заражения.

С 30 сентября начато изучение радиационной обстановки за пределами комбината и города Челябинск-40. Первые же измерения загрязнённости, произведённые в близлежащих населённых пунктах, которых накрыло радиоактивное облако, показали, что последствия радиационной аварии очень серьёзные.

Скончались в этот день

2005 год - Умер Геннадий Сарафанов, советский космонавт, Герой Советского Союза.

Геннадий Васильевич Сарафанов родился в селе Синенькие Саратовской области. Детские и школьные годы провёл в Саратове, где в 1959 году окончил среднюю школу № 16. В 1960 году окончил один курс 6-го военного училища первоначального обучения лётчиков ВВС Прибалтийского военного округа в Каменке. В том же году поступил в Балашовское высшее военно-авиационное училище летчиков, которое окончил в 1964 году, получив диплом «лётчика-инженера». После окончания училища служил в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР. Был помощником командира корабля, правым лётчиком 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка 11-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии Прибалтийского военного округа. За время службы освоил несколько типов самолётов.