фейсбук

инстаграм

вконтакте

29 апреля

День в истории - 29 апреля

События произошедшие в этот день

1800 год - В Петербурге освящена Мальтийская капелла

Мальтийская капелла — католическая церковь ордена мальтийских рыцарей, построенная Джакомо Кваренги в конце XVIII века для графа Воронцова. Капелла входит в состав Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге, Россия.

Граф Воронцов продал капеллу Екатерине II, благодаря чему в разное время в ней жили принц Генрих Прусский, принц Нассау-Зиген, граф Остерман и сам Павел I. Последний принял титул протектора Мальтийского ордена, а с июня 1798 года и титул великого магистра, благодаря предоставлению здания ордену.

Джакомо Кваренги в период с 1798 по 1800 года, мастерски вписывая в ансамбль Воронцовского дворца, строит Мальтийскую капеллу. Храм имеет форму прямоугольника с цилиндрическим сводом. Колонны, из искусственного мрамора, выстроены в два ряда и делят пространство на три нефа. Над боковыми нефами устроены хоры, в правом с 1909 года находится орган.

Алтарная часть исполнена в виде апсиды с колоннами, стоящая вплотную к стенам, где в центре мраморный алтарь, за ним образ Иоана крестителя руки А.И. Шарлеманя. По правую руку от алтаря находится балдахин, под которым ранее располагалось кресло гроссмейстера ордена, слева: мраморная доска, под которой кресло епископа и несколько табуретов.

В средней части зала 14 деревянных скамей, обтянутых красным сукном. На стенах расположены декоративные арки, скульптуры ангелов и мальтийские кресты с гипсовыми гирляндами.

Интерьер Мальтийской капеллы был отреставрирован к 300-летию Санкт-Петербурга

1882 год - В Берлине введена в эксплуатацию первая в мире экспериментальная линия троллейбуса

Электромот — первое в мире электрическое транспортное средство, получавшее питание от контактной сети, прародитель троллейбуса. Он был представлен общественности 29 апреля 1882 изобретателем доктором Вернером фон Сименсом в Халензее, пригороде Берлина, Германия. Первая троллейбусная линия протяжённостью 540 м (591 ярд) действовала с 29 апреля по 13 июня 1882 года. Маршрут начинался от станции Берлин-Халензее, шёл к Штрассе 5 и Штрассе 13, пересекая Курфюрстендамм на Курфюрстенплац.

Electromote, построенный компанией Siemens & Halske AG, представлял собой четырёхколесную повозку с приводом на задние колёса от двух электромоторов мощностью 2,2 киловатта через цепную передачу. Троллейбус получал питание от контактной сети постоянного тока напряжением 550 вольт при помощи гибкого кабеля, тянущего небольшую восьмиколёсную тележку, катившуюся по контактным проводам.

Это экспериментальное транспортное средство уже соответствовало всем техническим критериям типичного троллейбуса. По окончании испытаний 13 июня 1882 года линия была закрыта, а 20 июня демонтирована.

1897 год - Английский физик Джозеф Томсон сообщил коллегам об открытии им электрона

Датой открытия электрона считается 1897 год, когда Томсоном был поставлен эксперимент по изучению катодных лучей. Первые снимки треков отдельных электронов были получены Чарльзом Вильсоном при помощи созданной им Камеры Вильсона.

В 1749 году Бенджамин Франклин высказал гипотезу, что электричество представляет собой своеобразную материальную субстанцию. Центральную роль электрической материи он отводил представлению об атомистическом строении электрического флюида. В работах Франклина впервые появляются термины: заряд, разряд, положительный заряд, отрицательный заряд, конденсатор, батарея, частицы электричества.

Иоганн Риттер в 1801 году высказал мысль о дискретной, зернистой структуре электричества.

Вильгельм Вебер в своих работах с 1846 года вводит понятие атома электричества и гипотезу, что его движением вокруг материального ядра можно объяснить тепловыми и световыми явлениями.

Майкл Фарадей ввел термин «ион» для носителей электричества в электролите и предположил, что ион обладает неизменным зарядом. Г. Гельмгольц в 1881 году показал, что концепция Фарадея должна быть согласована с уравнениями Максвелла. Джордж Стони в 1881 году впервые рассчитал заряд одновалентного иона при электролизе, а в 1891 году, в одной из теоретических работ Стоней предложил термин «электрон» для обозначения электрического заряда одновалентного иона при электролизе.

1923 год - Образование армейской команды опытно-показательной площадки Всевобуча

Всевобуч — система обязательной военной подготовки граждан, которая существовала в РСФСР и Советском Союзе.

Решение о создании Всевобуча было принято в марте 1918 года VII съездом РКП(б) и IV Чрезвычайным съездом Советов, а юридическим оформлением стал Декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 года.

Согласно декрету ВЦИК, с целью создания подготовленного мобилизационного резерва для Красной армии, каждый трудящийся в возрасте от 18 до 40 лет должен был пройти курс военного обучения без отрыва от производства. Женщины и подростки допризывного возраста курс военного обучения проходили на добровольных началах; военнослужащие и лица, прошедшие службу в армии, привлекались к занятиям для прохождения переподготовки или в качестве инструкторов. Прошедшие обучение считались военнообязанными. Общее руководство системой Всевобуча было возложено на Центральный отдел Всевобуча при Главном управлении военно-учебных заведений. Отделы Всевобуча создавались при окружных, губернских, городских, уездных и районных военных комиссариатах.

К концу 1918 года в стране действовало 7 окружных, 37 губернских, 493 уездных отделов, 4 616 фабрично-заводских и сельских бюро Всевобуча, штаты которых насчитывали около 50 000 инструкторов. В Москве и Петрограде бюро и отделы Всевобуча созданы не были, военная подготовка по программе Всевобуча проходила в сформированных здесь территориальных воинских частях Всевобуча.

Первоначально всевобуч занимался в основном начальной военной подготовкой рядовых бойцов. В дальнейшем, в соответствии с решением VII съезда РКП(б), Всевобуч перешел к формированию и обучению резервных подразделений и воинских частей.

1968 год - На советские экраны вышел фильм Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе»

«Три тополя на Плющихе» — художественный фильм Татьяны Лиозновой по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».

Изначально фильм должен был называться, как и рассказ, «Три тополя на Шаболовке». Однако в конце 60-х слово Шаболовка уже прочно ассоциировалось с телевидением, и это могло помешать восприятию фильма зрителем. Ведь в картине про телевидение — ни слова.

Фильм действительно снимался недалеко от Плющихи, в доме № 5 на Ростовской набережной в настоящей квартире, хозяева которой уступили её съёмочной группе, съехав на дачу. Герой Олега Ефремова ожидает Нюру в 6-м Ростовском переулке, этот переулок выходит на Плющиху. В 6-м Ростовском переулке специально для фильма была выстроена декорация кафе «Три тополя». Высадив дедушку Садыка на Большой Пироговской, д. 51, а эта улица недалеко от Плющихи, Олег Ефремов везет Татьяну Доронину довольно длинным маршрутом, по дороге купив билеты в кинотеатре «Горизонт». Сцены в вагоне — в специально заказанных вагонах на тепловозной тяге. Железнодорожная станция, с которой героиня уезжает в Москву, снималась на станции города Зарайска, закрытой незадолго до съемок для пассажирского сообщения. Деревенские сцены — д. Смедово.

Машина «Волга» ГАЗ-21, на которой в фильме ездили по Москве Т. Доронина и О. Ефремов, принадлежала киностудии «Мосфильм». Этот же автомобиль под другими госномерами снимался в фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Сейчас эту машину можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».

1975 год - Начата эвакуация американского персонала из Сайгона

Операция «Порывистый ветер» — операция по эвакуации американских граждан из Сайгона в 1975 году во время войны во Вьетнаме.

К концу апреля 1975 года США уже два года как не принимали непосредственного участия во Вьетнамской войне. Начавшееся в марте Весеннее наступление северовьетнамских сил оказалось успешным, и было ясно, что Южному Вьетнаму остаётся существовать считанные дни. В связи с приближением северовьетнамских дивизий к Сайгону в середине дня 29 апреля началась заранее спланированная операция по эвакуации остающихся в стране американских граждан. Операция осуществлялась силами Корпуса морской пехоты, задействовавшего вертолёты CH-46 и CH-53 для перевозки эвакуируемых на корабли 7-го флота США у берегов Южного Вьетнама. Помимо американских граждан, эвакуировались и вьетнамские беженцы, желавшие покинуть страну в страхе перед приходом коммунистов к власти. Вскоре, однако, стало ясно, что эвакуировать всех беженцев в Сайгоне не представляется возможным — на кораблях просто не было места для такого количества людей.

Операция завершилась утром 30 апреля, за несколько часов до того, как Сайгон перешёл под контроль северовьетнамской армии. «Воздушный мост» не встретил никакого противодействия со стороны северовьетнамцев. По небоевым причинам был потерян один вертолёт. В общей сложности на корабли 7-го флота было эвакуировано 1737 граждан США и 5595 граждан других стран.

Родились в этот день

1894 год - Родился Гарольд Клейтон Юри, американский физик и химик, лауреат Нобелевской премии.

Гарольд Клейтон Юри — американский физик и физикохимик. Пионер в области исследования изотопов, за открытие одного из которых — дейтерия — был награждён Нобелевской премией по химии в 1934 году. Позже перешёл к изучению эволюции планет.

Гарольд Клейтон Юри родился 29 апреля 1893 года, в Уолкертоне, штат Индиана, в семье Самуэля Клейтон Юри, школьного учителя и священника церкви Бретена, и его жены Коры Ребекки. У него был младший брат, Кларенс, и младшая сестра, Марфа. Семья переехала в Глендору, Калифорния, но вернулась в Индиану, чтобы жить с овдовевшей матерью Коры, когда Самуил серьезно заболел туберкулезом. Он умер, когда Юри было шесть лет.