фейсбук

инстаграм

вконтакте

Конклав кардиналов избрал новым Папой Римским кардинала Бенедетто Каэтани

Бонифаций VIII, в миру — Бенедетто Каэтани — папа римский с 24 декабря 1294 года. Это последний папа, пытавшийся на практике осуществлять доктрину верховенства церковной власти над светской.

Неудачи Бонифация VIII в этой деятельности объясняются прежде всего изменением политической ситуации. Вместо феодально-раздробленной Западной Европы Бонифацию VIII пришлось столкнуться с набирающими мощь централизованными государствами — Францией и Англией.

Бенедетто родился около 1235 года в Ананьи, в 50 км к юго-востоку от Рима. Он был младшим сыном малозначительной дворянской семьи Каэтани или Гаэтани. Свои первые шаги в духовной карьере он сделал, когда был отправлен в францисканский монастырь в Веллетри, где он был помещен под опеку своего дяди, Фра Леонардо Патрассо. Вскоре он стал каноником собора в Ананьи. В 1252 году, когда его дядя Пьетро Каэтани стал епископом Тоди, Бенедетто отправился к нему и начал там юридическое образование. Бенедетто никогда не забывал о своих корнях в Тоди, позже описывая этот город как «обитель ранней юности», город, который «воспитал его». В 1260 году Бенедетто стал каноником в Тоди. Позже в жизни он неоднократно выражал свою благодарность Ананьи, Тоди и своей семье.

В 1264 году Бенедетто стал сановником Римской курии, где он служил в качестве секретаря кардинала Симона де Бриона, будущего папы Мартина IV. Кроме того, он сопровождал кардинала Оттобоне Фиески, будущего папу Адриана V, в Англию в 1265—1268 годах для подавления восстания баронов против короля Генриха III. В Англии он стал ректором церкви Святого Лаврентия в Нортгемптоншире. По возвращении Бенедетто из Англии на ближайшие восемь лет о нём ничего не известно, затем он был отправлен во Францию, чтобы контролировать сбор десятины в 1276 году, а затем стал папским нотариусом в конце 1270 года. В течение этого времени Бенедетто накопил семнадцать бенефициев, в 1281 году он получил сан кардинала-диакона, а десять лет спустя — кардинала-священника. Как кардинал он часто выступал в качестве папского легата в дипломатических переговорах во Франции, Неаполе, на Сицилии и в Арагоне.

Целестин V отрекся от престола 13 декабря 1294 года в Неаполе, где он находился под патронажем короля Карла II Сицилийского. Существует легенда, что Бенедетто Каэтани был ответственен за отречение Целестина, убедив его, что ни один человек на земле не может пройти по жизни без греха. Современник, Варфоломей Луккский, присутствовавший в Неаполе в декабре 1294 года, заявил, что Бенедетто Каэтани был лишь одним из нескольких кардиналов, которые убеждали Целестина уйти в отставку. В любом случае, Целестин V освободил трон, и Бенедетто Каэтани был избран на его место как папа Бонифаций VIII.

Конклав начался 23 декабря 1294 года, через десять дней после отставки Целестина, в строгом соответствии с правилами, установленными папой Григорием X на втором Лионском соборе в 1274 году. Бенедетто Каэтани был избран в канун Рождества, 24 декабря, и был освящен епископом Рима 23 января 1295 года. Он немедленно вернулся в Рим, где был коронован в базилике св. Петра. Один из первых его действий как понтифика было предоставление своему предшественнику места жительства в замке Фумоне в Ферентино, где тот умер в следующем году.

Когда король Федериго III обрел свой престол после смерти Педро III, Бонифаций попытался отговорить его от принятия престола Сицилии. Когда Федериго настоял, Бонифаций наложил отлучение от церкви на него и на остров Сицилия в 1296 году, запретив католическим священникам проводить обряды. Ни король, ни народ не откликнулись на это порицание. Конфликт продолжался, пока в 1302 году не был заключен Кальтабеллотский договор, по которому Федериго III был признан королём Сицилии, а Карл II Анжуйский — королём Неаполя. Для подготовки к крестовому походу, Бонифаций приказал Венеции и Генуе подписать перемирие, однако они сражались друг с другом в течение ещё трех лет и отклонили требование папы.

Бонифаций также наложил интердикт на Флоренцию и предложил амбициозному французскому графу Карлу Валуа прибыть в Италию в 1300 году, чтобы закончить вражду черных и белых гвельфов. Вмешательство Карла позволило чёрным гвельфам свергнуть правящих белых гвельфов, чьи лидеры, в том числе поэт Данте, были приговорены к ссылке.

Некоторых успехов Бонифаций VIII добился в политических интригах, связанных с борьбой за королевскую власть в Германии. Попытка вмешаться в англо-французские отношения оказалась неудачной. Готовясь к очередной войне, король Франции Филипп IV и король Англии Эдуард I ввели в своих странах налог на духовенство без согласования с папой, что нарушало сложившуюся в XIII веке практику. Бонифаций VIII ответил буллой «Clericis laicos», в которой запретил светским правителям взимать налоги с духовенства без разрешения папы под угрозой отлучения от церкви. Однако духовенство Франции и Англии предпочло подчиниться своим королям, а не папе, и Бонифаций VIII не решился применить отлучение.

Новый толчок амбициям Бонифация VIII дало проведение в 1300 году первого юбилейного года, когда в Рим съехалось более 200 тысяч паломников. Конфликт с французским королём снова разгорелся после того, как королевские чиновники арестовали и посадили в тюрьму одного из епископов, не позволив ему, как было принято в таких случаях, обратиться к церковному суду. В 1302 году появилась папская булла «Unam Sanctam», где Бонифаций VIII наиболее полно изложил свою концепцию верховенства папы над любой светской властью. Там была сформулирована теория «двух мечей»: папа держит в своих руках два меча, один из которых символизирует духовную, а другой — светскую власть.

По утверждению Бонифация VIII, короли должны служить церкви по первому приказанию папы, который имеет право карать светскую власть за любую ошибку, а папа не подчиняется никому из людей. В ответ Филипп IV созвал Генеральные штаты, которые осудили папу, обвинив его в тяжких преступлениях, в том числе и в ереси, и потребовали, чтобы папа предстал перед судом церковного собора. Бонифаций готовил к обнародованию 8 сентября буллу "Super Petri solio", в которой отлучал короля от церкви и освобождал его подданных от клятвы верности. Филипп, и его советники приняли меры, чтобы предотвратить этот шаг.

Филипп IV послал в Италию своего приближённого Гийома Ногаре с отрядом, чтобы схватить Бонифация VIII и доставить его во Францию. 7 сентября 1303 года войско во главе с Ногаре и Шаррой Колонна, давним врагом папы, осадило резиденцию папы в Ананьи. Попав во дворец папы, Ногаре потребовал его отставки, Бонифаций VIII ответил, что он «скорее умрет». В ответ Колонна якобы дал Бонифацию пощечину, не сняв с руки латную перчатку. Параллельно бытует такой вариант легенды, отраженный, например, у Лозинского:

Ногаре, о котором тогда говорили, что он дал пощечину Бонифацию VIII, оказавшуюся для него смертельной.

Хронисты не упоминают ни пощечины, ни другого насилия, кроме ограничения в передвижении.

Скорее всего, пощечина- это легенда. Само по себе пленение папы, возможность неподчинения ему уже были моральной пощечиной. Как Каносса символизирует период наивысшего могущества папской власти, так Ананьи— период ее бессилия.

Вывезти папу из Ананьи Ногаре не сумел. Бонифаций был освобожден из плена после трех дней заключения своими земляками. Он умер 11 октября 1303 года.

Есть версии, что он покончил с собой, перегрызя себе вены на руке или разбив голову о стену. Распространение эти версии получили, вероятно, благодаря Бокаччо. Однако исследователи, опираясь на Джакомо Гримальди, утверждают, что при вскрытии гробницы в 1605 году тело было обнаружено неповрежденным, состояние рук и головы исключали обе эти версии. Поражение Бонифация VIII в борьбе с могущественным королём Франции означало крах политических амбиций папства. Наступил период авиньонского пленения пап, когда те были марионетками в руках французской монархии.

После начала Авиньонского пленения пап в 1309 году папа Климент V согласился на посмертное судебное разбирательство в Гросо, неподалеку от Авиньона. Процесс в отношении Бонифация был проведен, и собранные доказательства якобы подтверждали еретические суждения Бонифация VIII и обвинения в содомии. Перед вынесением приговора Климент уговорил Филиппа поставить вопрос о виновности Бонифация на Вьеннском соборе в 1311 году. Когда Собор собрался, три явившихся кардинала свидетельствовали об ортодоксии и нравственности мертвого папы. Два рыцаря побросали перчатки, собираясь защищать честь Бонифация в поединке, но никто не принял вызов, и Собор объявил вопрос закрытым. Климент V издал буллу "Rex gloriae virtutem", запретившую возвращаться к этому вопросу.

Тело Бонифация VIII было похоронено в 1303 году в часовне папы Бонифация IV. В начале XVII века часовня была снесена. Тело было извлечено в 1605 году, а результаты вскрытия могилы записал Джакомо Гримальди. По его данным, в гробнице помещалось три гроба — первый из древесины, средний из свинца и внутренний из сосны. На теле сохранились останки церковных облачений — длинные чулки, покрывающие ноги и бедра, сутана, ряса из чёрного шелка и кольца. После эксгумации и осмотра тело Бонифация VIII, как и Бонифация IV, было перевезено в Ватиканские гроты.

Данте был непримиримым врагом Бонифация VIII. В этом папе он видел ненавистника вольной Флоренции и главного виновника своего изгнания. Он хулит его устами Чакко, Николая III, Гвидо да Монтефельтро, Бонавентуры, Каччагвиды, апостола Петра и Беатриче. Данте помещает Бонифация в восьмой круг ада как симониста.

Упоминается Бонифаций VIII и в сочинении Бокаччо "Casibus из virorum illustrium", и в «Декамероне» Боккаччо, а также в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле среди других пап, королей и императоров, которые влачат жалкое существование в аду.

Бонифаций VIII покровительствовал Джотто и и астроному Джованни Кампано.

Он основал Римский университет Ла Сапиенца.

Под его руководством была проведена работа по кодификации и унификации канонического права «Liber Sextus», результатом которой стал новый сборник канонов, вошедший в «Corpus juris canonici».

Когда инквизиционный трибунал издал буллу, согласно которой объявил евреев «влиятельными», ввиду их состоятельности, что открывало простор для всяческих злоупотреблений и насилий по отношению к евреям, последние обратились за защитой к Бонифацию, и он особой буллой «Exhibitia nobis» объявил евреев, несмотря на их состоятельность, «невлиятельными», за исключением только тех, кто действительно пользовался значением. Бонифаций имел еврейского лейб-медика, Исаака.