фейсбук

инстаграм

вконтакте

Людовиком XIII с свитой в парижской ратуше был исполнен балет «Всерьёз и гротескно»

Традиция проведения подобных придворных балетов появилась во Франции во время правления Генриха III и переживала расцвет в эпоху Людовика XIII.

Эти балеты исполнялись членами королевской семьи, придворными, профессиональными танцорами и были красочными представлениями, часто сочетавшими хореографию, вокальную и инструментальную музыку, поэзию и театр.

Одна из главных претензий, которую предъявляют Людовику XIII современники – слишком маленькое внимание двору со стороны монарха. Говоря о временах его правления, шутили о том, что если бы у дворян в ту пору было больше развлечений при дворе, то у них оставалось бы меньше времени и сил на заговоры и интриги.

Действительно король не очень жаловал светские приемы, пышные церемонии и балы. Он принимал участие в них только тогда, когда из-за пренебрежения ими могло пострадать его королевское достоинство. Во всех же прочих случаях он старался избегать появления перед толпой.

Почему же король так не любил публичные мероприятия? Одна из причин этого кроется в воспитании будущего монарха. Его мать никогда не любила его, Людовика в детстве чаще секли, чем ласкали. В результате он вырос замкнутым и застенчивым человеком. Еще большую неуверенность в себя король испытывал из-за заикания. Милым и любезным он становился только в кругу своих друзей и фаворитов.

Впрочем, из всех правил бывают исключения. Кроме охоты, было у Людовика XIII еще одно страстное увлечение, ради которой он был готов забыть и о своих комплексах, и о пустой казне. Этой страстью короля были балетные постановки.

Людовик XIII очень любил музыку, умел играть на лютне и клавесине, кроме этого он даже сам сочинял музыку. Любовь к этому искусству у короля проявилась еще в детские годы. Личный его врач Эрорар очень подробно в своем дневнике запротоколировал все события детства монарха. Он пишет о полуторагодовалом дофине: «…играет на скрипке и подпевает себе». Еще через полгода появляется такая вот запись: «Продолжает выбивать на барабане все марши». Конечно в таком возрасте скрипка и барабан – это просто звучащие игрушки, но уже в четыре года маленького Луи учат игре на лютне.

С таких же ранних лет короля обучали и различным танцам, которые малыш с удовольствием отплясывал. С трех лет мальчик присутствовал на устраиваемых при дворе балетах, спектаклях и балах, а уже с пяти лет ему доверяли небольшие роли в этих представлениях. Врач в дневнике пишет: « Танцует в балете мужскую роль, штаны одели поверх туники». Ребенок еще не начал носить платье, положенное взрослым, а ему уже доверяют небольшую роль в постановке.

Постепенно музыкальные спектакли стали интересовать короля не только с музыкальной и хореографической точки зрения. Поскольку монарх хорошо разбирался в механике, был неплохим столяром, то устройство декораций и спецэффектов интересовало его не меньше.

Прежде чем рассказать более подробно об участии Людовика XIII в балетных постановках, стоит сказать несколько слов о том, каким был балет в ту эпоху.

Во Францию балет попал из Италии. Несколько хореографов приехали в страну по приглашению Екатерины Медичи. Первый танцевальный спектакль состоялся в 1581 году.

Довольно долго именно итальянские хореографы царили при французском дворе. Кардинал Ришелье во всем отдавал предпочтение французскому, поэтому в его правление начала развиваться национальная балетная школа, хотя профессионалов в те времена было очень немного.

Балет той эпохи имел очень мало общего с тем, что мы называем этим словом сейчас. Действие на сцене скорее напоминало пантомиму или игру в разгадывание шарад. Чтобы зрители лучше могли понять происходящее, между танцами читались небольшие речитативы, объясняющие происходящее.

Иногда зрителям выдавались книжечки с либретто.

Темы для балетов брались самые разнообразные. Сюжеты заимствовались как из мифов и сказок, так и из окружающей жизни.

В самом начале века более популярны были спектакли на мифологические сюжеты, с различными героическими аллегориями, за которыми скрывались реальные исторические события того времени. Можно сказать, что балет пытались иногда использовать и для политической пропаганды. «Балет национальностей», который состоялся в 1638 году, подчеркивал превосходство французов над другими народностями и высмеивал иностранные нравы.

Затем в моду стали входить сатирические спектакли с большой долей гротеска и буффонады. Один из балетов высмеивал, например, страстных коллекционеров, подобных тем, из-за которых началась «тюльпанная лихорадка» в Голландии.

Героями балетов могли становиться вполне реальные люди. В балете «Старый двор» в одной из героинь можно было легко узнать королеву Маргариту Наваррскую в том ее странном старомодном облике, который был ей свойственен в последние годы жизни.

«Балет мод» чем–то напоминал современное дефиле. Танцующие выходили на сцену, демонстрируя костюмы разных эпох.

Чаще всего в балетах танцевали не профессиональные танцоры, а придворные. Стать участником постановки было большой честью. Ради этого шли на подкуп и интриги. Иногда приглашали и профессионалов. Чтобы их невозможно было отличить от танцующих в балете дворян, все выступали в масках, которые не снимали до конца представления.

Уже в те времена были попытки создать специальную театральную обувь, но балетные туфли не сильно отличались от тех, что были в моде при дворе. Довольно длинный носок, высокий каблук не позволяли совершать сложных па и прыжков. Длинные, тяжеловесные костюмы тоже сильно мешали танцевальным движениям. Танцовщики чаще принимали разные красивые позы, чем танцевали. Первые балеты часто заключались просто в том, что группы танцующих выстраивались под музыку в определенные геометрические фигуры. С развитием балетного искусства к этому добавились акробатические номера, и сольные танцы.

Изначально для балетов не делалось специальной сцены, танцевали прямо на полу. В дальнейшем сцена могла устанавливаться как по середине зала, так и у стены, чтобы было удобнее крепить декорации.

Местом проведения спектаклей были чаще всего Лувр или Фонтенбло. Залы в этих дворцах были не такими уж и большими, туда набивалось огромное количество желающих посмотреть на спектакль. Места приходилось занимать за несколько часов до начала. Были попытки найти более подходящее место, которое вмещало бы всех зрителей, но они оказались безуспешными. Даже на закрытые спектакли по специальным приглашениям умудрялись проникать посторонние.

Временем проведения большинства балетов была масленичная карнавальная неделя. Однако бывало, что балеты давались и в другое время, их танцевали на праздниках в честь важных государственных событий. В 1624 году в ноябре был поставлен балет, посвященный свадьбе сестры короля Генриетты и английского короля Карла. Несколько балетов было поставлено, чтобы прославить военные победы французов. Обычно в год ставилось два три королевских балета. Но после взятия крепости Ля Рошель их было поставлено более шести.

Благодаря произведению Александра Дюма-отца нам наиболее известен Мерлезо́нский балет — балет в 16 актах, поставленный королём Франции Людовиком XIII.

Эта постановка было полностью детищем короля. Он сам написал для него музыку, придумал сценарий, разработал декорации. Название балета происходит от французского слова «дрозд», а рассказывалась в спектакле об охоте. Однако особый интерес короля было вызван не только столь близкой сердцу монарха темой. Людовик был влюблен и старался произвести этим балетом впечатление на свою возлюбленную. Изначально он собирался посвятить балет Мари де Отфор, но ко дню премьеры балета Ришелье удалил ее за участие в интригах из Парижа. Довольно быстро место в сердце короля заняла другая придворная дама – Луиза де Лафайет, и именно в ее честь король и танцевал в тот день. Впрочем, на сцене монарх появился только два раза, в роли торговки приманками и в роли фермера. Довольно скромно для короля, но Людовик не стремился быть главным на сцене.

Место проведения спектакля было не самым обычным. Все происходило в замке Шантильи, который пару лет до этого был конфискован у мятежного герцога.

Мерлезонский балет описан в романе «Три мушкетёра» как арена развязки в интриге с алмазными подвесками королевы Анны. Здесь Дюма описывает Мерлезонский балет как «любимый балет короля», однако в романе, как художественном произведении, уделяется мало внимания хронологическим деталям и исторической достоверности в целом. Версия балета, описанная Дюма, является скорее балом, чем театрализованным представлением, при этом события происходят не в Шантийи или Ройомоне, а в парижской ратуше. По сюжету, балет исполняется ещё до осады Ла-Рошели в 1627 году, то есть намного ранее 1635 года, хотя точная датировка бала в романе затруднительна. Роман начинается с отъезда д’Артаньяна в Париж в апреле 1625 года, и в главе XVI кардинал Ришельё предлагает Людовику назначить бал на 3 октября. По последовательности событий можно предположить, что до бала прошло не более полугода — таким образом, Ришельё мог иметь в виду 3 октября 1625 года. Однако, за событиями вокруг алмазных подвесок следует спешная подготовка к военным действиям против гугенотов: в главе XXVIII сообщается, что Людовик намерен начать военные действия 1 мая; впоследствии указывается, что осада Ла-Рошели началась 10 сентября 1627 года — значит, бал в романе мог происходить 3 октября 1626 года. Вместе с тем, в главе XXI д’Артаньян сообщает герцогу Бэкингему, что бал назначен на понедельник, но 3 октября не выпадало на понедельник ни в 1625, ни в 1626 году.

Как видим, с тем, что писал Дюма, кроме названия нет ничего общего. Однако спектакль, который был описан в книге, писатель не выдумал сам.

Балеты Людовика со свитой в парижской ратуше действительно имели место в истории — это были «Великий бал богатой вдовушки из Бильбао», исполненный 24 февраля 1626 года, и «Всерьёз и гротескно», исполненный 16 февраля 1627 года с которого мы и начали этот наш рассказ.