фейсбук

инстаграм

вконтакте

13 ноября

День в истории - 13 ноября

События произошедшие в этот день

1002 год - Резня датчан на юге Англии

Резня датчан в день Святого Брайса была устроена 13 ноября 1002 года по приказу короля Англии Этельреда II Неразумного.

Во время правления Этельреда Англия страдала от постоянных набегов датчан. Этельред, возможно, поощрённый поддержкой нормандцев, полученной в результате его брака с Эммой Нормандской, издал эдикт, позволявший убийство датчан, живущих в Англии, и таким образом продемонстрировал своё намерение предать их всех смерти.

Замысел Этельреда Неразумного готовился в обстановке строгой секретности. В один день практически все датчане, жившие в Англии, были беспощадно вырезаны.

Среди свидетельств произошедшей резни — королевская грамота о восстановлении оксфордской церкви Святой Фридесвиды, которая была сожжена вместе с искавшими в ней убежища датчанами.

Резня, устроенная с целью обезопасить Англию, имела прямо противоположный эффект, вызвав вторжение Свена Вилобородого. Он появился у берегов Англии с огромным флотом, горя, как и его солдаты, жаждой мщения. В 1013 году Свен I Вилобородый полностью господствовал в Англии, а Этельред бежал в Нормандию.

1474 год - Произошла битва при Эрикуре

Битва при Эрикуре — первое крупное сражение Бургундских войн. Состоялась около города Эрикур между объединёнными швейцарскими, эльзаскими и австрийскими войсками и армией бургундского герцога Карла Смелого. Закончилось победой союзников.

Осенью 1474 года восемнадцатитысячная армия швейцарцев, эльзасцев и австрийцев осадила Эрикур. Карл Смелый поспешил на выручку осаждённым с армией, уступавшей противнику в численности почти в два раза.

Исход битвы решила швейцарская пехота, атака которой обратила в бегство пехоту бургундскую. Кавалерия Карла отступила, не вступая в бой. Гарнизон Эрикура сдался победителям.

Потери бургундцев составили около 600 человек, а союзников — около 70. В плен к эльзасцам попали 18 наёмников — ломбардцев. Их обвинили в осквернении церквей и других преступлениях, совершенных при вторжении Карла Смелого в Эльзас. Наёмники были подвергнуты пыткам и сожжены на костре. С этого эпизода начались расправы над пленными, которыми занимались все стороны конфликта, что привело к резкому ужесточению войны.

1475 год - Произошла битва при Планте

Битва при Планте — битва, состоявшаяся между войсками герцога Савойи и силами Швейцарского Союза, во время Бургундских войн.

В январе 1475 года герцог Бургундии Карл Смелый заключил союз с Савойским герцогством и Миланом.

В октябре 1475 Берн велел войскам Вале начать военный действия против Савойи в регионе Ваадланд. Двукратная атака швейцарцев не принесла им успеха. Однако архиепископ Женевы, командующий войсками Савойи воздержался от наступательный действий, ожидая помощи.

12 ноября главные силы савойцев под командованием принцессы Иоланты Савойской подошли к городу Контей. Их силы составляли 10000 человек, в том числе 1500 рыцарей.

13 ноября савойцы перешли пограничную реку Морге, где столкнулись с авангардом швейцарских войск, заставив их бежать. В то же время меньший отряд ударил с левого фланга и уничтожил окружающие город села. Главные силы савойцев захватили Сьон, однако швейцарцы контратакой выбили неприятеля из города.

Войска савойцев построились у города Ла Планта. Слабо вооруженные войска Вале на открытой местности уступали савойцам, многие из них бросился бежать. В это время подошли войска в количестве 3000 человек из Берна, Фрибурга и Золотурна.

Швейцарцы стали угрожать левому флангу савойцев, которые отступили на запад. Здесь началась фронтальная атака швейцарцев. После тяжелой битвы в рядах савойцев началась паника, которая спровоцировала побег войск. В руки победителей попал обоз с большим количеством оружия и боеприпасов, а также несколько знамен. Потери савойцев составили около 1000 человек, в том числе 300 рыцарей. Потери швейцарцев неизвестны, но отмечаются как незначительные. После битвы швейцарцы до наступления сумерек преследовали беглецов в направлении Контей.

1927 год - Открылся Гудзонов тоннель в Нью-Йорке, первый в мире подводный тоннель для автомобилей

Тоннель Холланда — один из первых подводных автомобильных тоннелей. Находится под рекой Гудзон, связывает Кеннел-стрит на Манхэттене с 12-й и 13-й улицами Джерси-сити. Построен компанией Pennsylvania Railroad. Пущен в эксплуатацию 13 ноября 1927 года. Длина — 2,7 км.

Максимальная глубина залегания — 28,5 м под уровнем воды. 84 мощных вентилятора каждые 90 секунд полностью обновляют в нём воздух. В 1927 году его назвали в честь главного инженера проекта Клиффорда Милберна Холланда, не дожившего до завершения строительства.

1970 год - До полумиллиона людей погибло в Восточном Пакистане во время тайфуна «Бхола»

Циклон Бхола — разрушительный тропический циклон, поразивший территории Восточного Пакистана и индийской Западной Бенгалии 12 ноября 1970 года. Наиболее смертоносный тропический циклон и одно из самых губительных стихийных бедствий в современной истории. Около полумиллиона человек лишились своих жизней вследствие удара штормового прилива, затопившего множество низкорасположенных островов дельты Ганга.

Метеорологическая станция в Читтагонге, находившаяся в 95 километрах к востоку от места контакта шторма с сушей, успела зафиксировать скорость ветра в 144 км/ч перед тем, как её анемометр был снесён бурей примерно в 22:00 UTC. Около 45 минут спустя корабль, стоявший в порту на якоре в той же области, зарегистрировал порывы с максимальной скоростью в 222 км/ч. Столкнувшись с земной поверхностью, ураган вызвал в дельте Ганга штормовой прилив 10-метровой высоты. В порту Читтагонга волны достигали высоты в 4 метра над уровнем моря, средняя высота штормового прилива составила 1,2 метра.

Пакистанское радио сообщило о том, что на 13 островах вблизи Читтагонга выживших нет. Облёт пострадавших территорий продемонстрировал полное разрушение построек на острове Бхола, полное уничтожение урожая риса на островах Бхола, Хатия и в прибрежной материковой зоне. Несколько морских кораблей в портах Читтагонг и Монгла получили повреждения, аэропорты Кокс-Базара и Читтагонга на несколько часов оказались под метровым слоем воды.

1985 год - Извержением вулкана Невадо-дель-Руис уничтожен колумбийский город Армеро

Извержение вулкана Невадо-дель-Руис 13 ноября 1985 года по количеству жертв занимает четвёртое место среди известных вулканических извержений.

В 15:05 по местному времени началось фреатическое извержение, по характеру напоминающее события 11 сентября. В 16:00 в Мариките и Армеро начал выпадать пепел и лапилли. Начался сильный дождь. В 21:09 внезапно начался ряд пирокластических потоков, в результате которых растаяло, по различным оценкам, 5—18 % снежного и ледяного покрова Невадо-дель-Руиса. В 21:37 извержение перешло в плинианский тип: над вулканом поднялся столп пепла и газов высотой в несколько километров, и вулкан стал выбрасывать бомбы, но из-за дождливой погоды, жители городов вокруг вулкана не увидели изменившийся характер извержения.

В 21:45 на Мурильо начали падать лапилли диаметром до 10 см и куски породы диаметром до 60 см. Около 22:00 усилились осадки пепла в Армеро. В 22:20 грузовой самолет Caribbean Air Lines попал в шлейф пепла на высоте 8000 м. Из-за абразивного действия пепла, стекла самолета стали непрозрачными, что вызвало сложности при посадке.

В 22:40 лахар уничтожил сотни домов в городе Чинчина к западу от вулкана. Радиосообщения об опасности стали поступать в Чинчину через систему гражданской обороны ещё в 21:30, но за час не удалось закончить эвакуацию города, и почти 2000 человек погибли.

2002 год - Экологическая катастрофа, вызванная затоплением у берегов Галисии танкера «Престиж»

«Престиж» — однокорпусный танкер, плававший под багамским флагом. Известен тем, что в результате его аварии произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа у берегов Европы.

Проходя Бискайский залив 13 ноября 2002, судно попало в сильный шторм возле берегов Галисии, в результате чего в корпусе образовалась трещина длиной 35 метров, после чего танкер начал давать утечку около 1000 тонн мазута в сутки. Испанские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты. Была предпринята попытка отбуксировать судно в ближайшие порты Португалии, однако Португалия запретила вход аварийного танкера в свои воды. Аварийное судно было отбуксировано в море.

19 ноября 2002 года корабль раскололся на две части и затонул в 210 км от берегов Галисии. Останки корабля легли на грунт на глубине ок. 3700 м. В результате в море вылилось более 20 миллионов галлонов нефти. Нефтяное пятно растянулось на тысячи километров возле береговой линии, тем самым нанеся огромный урон всей морской и береговой фауне, а также местной рыбной промышленности. Разлив нефти стал самым масштабным экологическим бедствием за всю историю Испании и Западной Европы. Последствия катастрофы считаются более тяжелыми, нежели в аналогичной катастрофе танкера Эксон Валдез.

В результате катастрофы пораженными оказались тысячи километров Атлантического побережья Европы, над ликвидацией последствий аварии работали 300.000 добровольцев со всей Европы. Общий ущерб от катастрофы оценивается в € 4 млрд.

Скончались в этот день

1951 год - Умер Николай Метнер, русский композитор и пианист.

Николай Карлович Метнер ― русский композитор и пианист.

Предки Метнера имели скандинавское происхождение, но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России. Первые уроки игры на фортепиано он получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике. В 1892 Метнер поступил в Московскую консерваторию, где обучался в классах Анатолия Галли, Пауля Пабста, Василия Сапельникова и Василия Сафонова, и в 1900 окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Николая Кашкина и гармонии ― у Антона Аренского.

1990 год - Умер Леонид Трауберг, кинорежиссёр и сценарист, народный артист РСФСР.

Леонид Трауберг родился 17 января 1902 года (есть версия, что годом раньше) в Одессе. Его отец, Захар Давидович Трауберг (1879, Одесса — 1932, Ленинград), был издателем и журналистом, сотрудником газет «Южное обозрение» и «Новые ведомости» (1918), впоследствии директором типографии ЛСПО (Ленинградского союза потребительских обществ) в Лештуковом переулке, 13; мать, Эмилия Соломоновна Вейланд (1881, Оргеев Бессарабской губернии — 1934, Ленинград), была домохозяйкой. По переезде в Петроград семья поселилась в доме № 7, кв. 4 по Коломенской улице.