фейсбук

инстаграм

вконтакте

Римский папа Лев X ввел практику индульгенций в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме

Индульгенция — в католической церкви освобождение от временного наказания за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи.

Термин indulgentia появился в XI веке, при папе Александре II. До этого использовались исповедные книги, которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди и заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний. Злоупотребления в распоряжении индульгенциями и иерархические интересы побудили папу Иннокентия III ограничить епископов в праве выдавать индульгенции, и полное прощение перешло мало-помалу в руки одного папы.

Утверждая, что заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел, и что она предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным, церковь в лице папы Климента VI в первой половине XIV столетия утвердила это учение, признав апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища.

Богословское обоснование индульгенции впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского. Эта концепция была признана Католической церковью в 1343 г. папой Климентом VI.

Согласно катехизису Католической Церкви, индульгенция — это «отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими».

Согласно учению Католической церкви, последствия греха двояки. Во-первых, смертный грех лишает человека доступа к вечной жизни, т. н. «вечное наказание», освобождение от которого можно получить лишь через таинство покаяния. Во-вторых, любой грех ухудшает духовное состояние человека, усиливая его предрасположенность ко злу, что приводит к духовным тяготам, которые понимаются под «временным наказанием». Индульгенция помогает справиться именно с ним путём побуждения человека к совершению молитв, дел милосердия и т. д.

Индульгенция может быть частичной или полной и применяться к живым или к умершим. Полная индульгенция даётся при обязательном соблюдении следующих условий:

  • Исповедь.
  • Причащение.
  • Молитвы в интенциях Папы.

Совершение определенных действий, с которыми Церковь связывает получение индульгенции.
Индульгенция давалась первоначально при наличии раскаяния, проявляющегося в добрых делах. Позже выработалось учение, что заслуги Христа, Богоматери, святых и мучеников образовали в распоряжении Церкви неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», дающих Церкви право на предоставление индульгенций.

В эпоху Возрождения практика предоставления индульгенций нередко приводила к значительным злоупотреблениям. Злоупотребления индульгенциями ставленника майнцского архиепископа монаха Тецеля послужили поводом для протеста Лютера и для начала реформационного движения.

В 1567 г. папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчёты. Современный порядок предоставления индульгенций регламентируется документом «Руководство по индульгенциям», выпущенном в 1968 г. и дополненном в 1999 г.

В XVI—XVIII веках Греческая Церковь, после Флорентийской унии и взятия турками Константинополя, в отличие от Русской церкви, подвергалась большему влиянию западного христианства. Католическая пропаганда значительно активнее действовала здесь, особенно с учреждением в 1622 году лат. Sacra Congregatio de Propaganda Fidei, большинство греческих учёных и богословов училось на Западе. Благодаря католическому влиянию в практику Греческой Церкви вошла выдача христианам индульгенций: свидетельств об отпущении греха. Это были настоящие индульгенции — грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить любой, за определенную сумму денег. Согласно Христосу Яннарасу, отпущение, «подававшееся» этими грамотами, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии.

Выдача индульгенций вначале была неофициальной, уже в XVI веке практика получила широкое распространение. В начале XVIII века Патриарх Иерусалима Досифей Нотара писал о ней как о древней и всем известной практике. Официальное подтверждение практика выдачи индульгенций получила на Константинопольском соборе 1727 года. В 13-м пункте соборного определения говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует „разрешительными грамотами“, а латиняне — „индульгенциями“,.. дается Христом в святой Церкви.

Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.» Например, в апреле 1806 года Никодим Святогорец в письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему, обещая, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.

Зафиксирована ограниченная практика использования таких разрешительных грамот, выданных восточными патриархами.

На Востоке в ряде мест практика выдачи свидетельств об отпущении греха существовала вплоть до середины XX века.