В Нью-Йорк на борту французского парохода «Изер» была доставлена статуя Свободы

Статуя Свободы — одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США», «символом свободы и демократии», «Леди Свобода». Это подарок французских граждан к столетию американской революции.

Создать статую было поручено французскому скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 г. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, создателя и предпринимателя в области швейных машин.

Статую Свободы первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием Свет Азии, но тогдашнее правительство Египта решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для него слишком дорогостоящими.

По взаимной договорённости Америка должна была построить пьедестал, а Франция — создать статую и установить её в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана. Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 млн франков. В Соединённых Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксёрские бои.

Тем временем во Франции Бартольди потребовалась помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Гюставу Эйфелю было поручено спроектировать массивную стальную опору и промежуточный поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение. Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям Морису Кехлину. Медь для статуи была закуплена из имеющихся запасов на складах фирмы Société des métaux предпринимателя Эжена Секретана. Её происхождение не было задокументировано, но исследования 1985 года показали, что в основном она была добыта в Норвегии на острове Кармёй. Легенда о поставках меди из России была проверена энтузиастами, но не нашла подтверждения. Кроме того, железные дороги в Уфе и Нижнем Тагиле были проведены позже строительства; соответственно, версия о поставках руды не может рассматриваться серьёзно. Примечательно также, что бетонное основание под статуей изготовлено из немецкого цемента. Фирма «Дикерхофф» выиграла тендер на поставку цемента для строительства фундамента Статуи Свободы в Нью-Йорке, который для того времени был крупнейшей бетонной конструкцией в мире.

Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 г., было выбрано генералом Уильямом Шерманом, с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где ещё с начала XIX века стоял форт в форме звезды.

Сбор средств для пьедестала продвигался медленно, и Джозеф Пулитцер в своей газете World выступил с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта.

К августу 1885 проблемы с финансированием пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом, были решены, и первый камень был заложен 5 августа. Строительство завершилось 22 апреля 1886. В массивную каменную кладку пьедестала встроены две квадратные перемычки из стальных брусьев; их соединяют стальные анкерные балки, уходящие вверх, чтобы там стать частью эйфелевского каркаса самой статуи. Таким образом, статуя и пьедестал являются единым целым.

Статуя была завершена французами в июле 1884 и доставлена в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 г. на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 г. в присутствии тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.