Книги со скидкой

г.

«Маэста» Дуччо установлена в Сиенском соборе

«Маэста» — алтарный образ, созданный в 1308—1311 г. по заказу города Сиена художником Дуччо ди Буонинсенья.

Наиболее значимое произведение подобного жанра, созданное в Италии, проложившее дорогу многим художественным открытиям Ренессанса.

В сиенском городском архиве сохранился контракт от 4 октября 1308 года, заключенный между представителем Сиенского собора Якопо, «сыном усопшего Джилиберто Морискотти», и Дуччо ди Буонинсенья. В этом договоре кроме практических предписаний, касающихся предстоящей работы, содержались обязательные пункты о поведении Дуччо: картина должна быть написана только его рукой, то есть без помощников; Дуччо должен взять на себя обязательство использовать всё искусство и изобретательность, которыми наделил его Господь Бог, и не должен выполнять никаких иных художественных работ, пока не закончена эта большая картина. В приложении сообщается, что Дуччо поклялся на Евангелии соблюдать договор «bona fide, sine fraude», то есть добросовестно и честно. По всей вероятности эти пункты специально пришлось прописать в договоре из-за вздорного и неугомонного характера художника.

Дуччо полагалась ежедневная плата в 16 сольди — солидная сумма, учитывающая как отсутствие у Дуччо других заработков в ближайшие годы, так и всю сложность предстоящей работы: подготовку деревянных панелей, покупку краски и золота — оплата всего этого была возложена на Дуччо, и ни в каких расходах он ограничен не был. Хронист середины XIV века Аньоло ди Тура дель Грассо сообщает, что это «…самая прекрасная из созданных картин, за которую было заплачено свыше 3000 золотых флоринов». Сумму он, безусловно, преувеличил, но тем не менее она была действительно большой.

Спустя три года «Маэста» была готова. Анонимный очевидец тех событий оставил запись о происходившем в Сиене 9 июня 1311 года — дне, который был объявлен праздничным: «… в день, когда переносили в собор, все магазины были закрыты, епископ дал распоряжение большому числу священников и монахов принять участие в торжественной процессии, с участием Синьоров из Совета девяти, всех чиновников коммуны, и простого люда; согласно церемонии, самые выдающиеся люди окружили картину со свечами в руках, а женщины с детьми шли следом в великом почтении; все они сопровождали картину до самого собора…».

Это был большой праздник, не столько религиозный, сколько всенародный, и коммуна взяла на себя часть расходов за него, а именно оплату «музыкантов, игравших на трубах, волынках, и кастаньетах», которые сопровождали процессию. Через четыре года, в 1315 году, Симоне Мартини напишет свою фреску «Маэста» уже не в стенах собора, а в зале Маппамондо городской ратуши. Мадонна к этому моменту перестала быть чисто религиозным символом, она стала символом Сиены.