фейсбук

инстаграм

вконтакте

Испытательная поездка первых в мире магистральных тепловозов Щэл и Ээл

Первый выход первого в мире магистрального тепловоза на пути Балтийского судостроительного завода был официально зарегистрирован 5 августа 1924 года, присутствовали официальные представители города Петрограда, журналисты, рабочие завода. На буферном брусе был нанесен литер: ЯГ№1.

5 августа 1924 г. в Петрограде состоялся первый самостоятельный выезд ЮЭ002 на заводские пути, вызвавший сенсацию. На событие были приглашены видные инженеры-железнодорожники, деятели партии, журналисты. Правда, к этому моменту ещё продолжались наладочные работы. На передней тормозной площадке стояли создатели машины, в том числе и сам Яков Модестович Гаккель.

Параллельно разрабатывался Ээл2 — один из двух первых в мире магистральных тепловозов, наряду с Щэл1 Я. М. Гаккеля. Был разработан под руководством профессора Ю.В. Ломоносова по личному указанию В.И. Ленина и построен в 1924 году на немецком заводе Эсслинген близ Штутгарта. Проектирование велось при непосредственном участии советских инженеров Н.А. Добровольского, В.Б. Меделя и других.

Тепловоз типа 1-50-1 был обозначен заводом HDOI, строился с августа 1923 г. и был готов 5 июня 1924 г. До ноября того же года тепловоз проходил испытания на специально построенной катковой станции завода Эсслинген.

В начале сентября 1924 г. ЮЭ002 был готов к отправке в Москву, но помешало наводнение, повредившее электрооборудование тепловоза. Все ТЭДы были пропитаны водой. Только 4 ноября восстановленный Щ-эл1 был переправлен на погрузочные пути Гутуевского острова и 6 ноября прибыл в одно из питерских депо. В свой первый рейс по Октябрьской железной дороге тепловоз вышел только 6 ноября. Несколько дней он совершал испытательные рейсы, а 16 января 1925 года впервые прибыл в Москву, ведя за собой тысячетонный состав.