Отлит Великий колокол Дхаммазеди
Великий колокол Дхаммазеди— вероятно, самый крупный колокол, когда-либо созданный руками человека. Он был отлит в 1484 году по приказу Дхаммазеди, короля Хантавади в качестве подарка для пагоды Шведагон в Дагоуне.
Около 1480 года король Дхаммазеди приказал провести перепись своих подданных. Однако чиновники решили не только переписать подданных, но и собрать с них дополнительные налоги. Узнав об этом, король был недоволен. Чтобы смягчить гнев правителя, чиновники предложили пустить собранные деньги на изготовление колокола для города.
Перед отливкой колокола в 1484 году астролог короля Дхаммазеди посоветовал ему перенести дату, потому что работа началась в неблагоприятное время влияния созвездия Крокодила, и готовый колокол не будет производить никаких звуков. Сообщается, что первый звук колокола был неприятным.
Согласно источникам того времени, колокол был отлит из 180 000 виссов сплава, который включал серебро и золото, а также медь и олово. Он также был инкрустирован изумрудами и сапфирами. Размеры колокола описываются как двенадцать локтей в высоту и восемь локтей в ширину.
В 1583 году пагоду Шведагон посетил венецианский купец Гаспаро Бальби. Он описал Великий колокол Дхаммазеди в своём дневнике. По его описанию, на Великом колоколе были выгравированы загадочные символы:
В зале находился очень большой колокол, который мы измерили, и обнаружили, что он имеет семь шагов и три ширины руки в окружности, и что весь он от верха до низа покрыт письменами так плотно, что они налезают друг на друга; они очень хорошо видны, но нет ни одного народа, который мог бы их прочесть, даже сам народ Пегу не помнит, ни что там написано, ни что там изображено.
Европейские путешественники и купцы начали налаживать контакты в Бирме в начале XVI века. Португальский авантюрист Филипе де Бриту-э-Никоте прибыл в Нижнюю Бирму в 1590-х годах. В то время Сириам был самым важным морским портом в бирманском королевстве Таунгу.
В 1599 году де Бриту возглавил войско араканцев, разграбив с ним Сириам и Пегу, столицу Нижней Бирмы. Араканский король назначил де Бриту губернатором Сириама. К 1600 году де Бриту расширил свои владения до окрестностей Дагоуна. В 1603 году де Бриту объявил о независимости от араканского короля и установлении в его владениях португальского владычества под властью Айреса де Салдана, вице-короля Португальской Индии.
В 1608 году де Бриту и его люди решили расплавить колокол Дхаммазеди, чтобы отлить новые пушки для кораблей. Колокол сняли с пагоды Шведагон и покатили к плоту на ручье Пасундаунг. Отсюда до реки Пегу его тащили слоны. На реке плот и колокол были привязаны к флагманскому кораблю де Бриту для перевозки через реку Сириам. Однако нагрузка на плот оказалась слишком велика. В месте впадения реки Пагу в реку Янгон плот развалился, и колокол пошёл на дно, утянув за собой корабль де Бриту.
Бирманские войска отбили Сириам в сентябре 1613 года. Де Бриту был казнён.
Некоторые исторические источники утверждают, что Великий колокол был виден в реке вплоть до конца XIX века.
Великий колокол Дхаммазеди, вероятно, похоронен под семью или восемью метрами ила. Многочисленные попытки обнаружить и поднять колокол до сих пор не увенчались успехом. Река в этом месте мутная, и видимость под водой крайне низкая. Также поиски затрудняет тот факт, что в этом месте произошло не меньше трёх кораблекрушений. Великий колокол лежит между обломками двух голландских ост-индских кораблей и остатками галеона де Бриту.
В 2014 году сообщалось, что за последние 25 лет было проведено по меньшей мере семь серьёзных попыток найти легендарный колокол. Народ Мьянмы считает Великий колокол национальным достоянием и символом буддийской веры. По этой причине весьма вероятно, что попытки найти потерянный колокол будут продолжаться и впредь.