ГлавнаяНоябрь24 ноября › Первое собрание парижского литературного кружка УЛИПО

Первое собрание парижского литературного кружка УЛИПО

УЛИПО — объединение писателей и математиков, поставившее своей целью научное исследование потенциальных возможностей языка путём изучения известных и создания новых искусственных литературных ограничений, под которыми понимаются любые формальные требования к художественному тексту. Основано в Париже в 1960 году математиком Франсуа Ле Лионне и писателем Раймоном Кено. Среди наиболее известных участников объединения — литераторы Жорж Перек, Итало Кальвино, Жак Рубо, художник Марсель Дюшан.

Задача, которую группа ставила перед собой, состояла в планомерном, математически выверенном поиске и изучении литературных ограничений. Под общим термином “ограничения” понимались ограничения грамматические и лексические, ограничения формы и ограничения версификации, ограничения издавна существующие и вновь изобретенные, ограничения, которые, по мнению членов группы, являются стимулом поэтического творчества.

Если большинство писателей полагали, что “ограниченные” структуры, как акростих, контрпетри, липограмма, палиндром и другие, не представляют собой ничего, кроме забавы, и не могут стать основой цельного значимого произведения, улиписты имели мнение прямо противоположное и работали над увеличением возможностей таких ограничений.

В первый сборник УЛИПО входят как определения методов работ, примеры применения этих методов к анализу литературных произведений, так и собственные произведения, одни из которых состоят из манипуляций над уже существующими текстами, другие — представляют собой оригинальные сочинения. Работа улипистов, таким образом, имеет две стороны: отыскание порядка в хаосе, анализ произведений, созданных предшественниками, поиск в них неких, быть может, скрытых правил и — создание новых закономерностей, по которым будут создаваться произведения будущие.

Можно выделить три основные течения в УЛИПО:

  1. Поиск структур, которые могут быть произвольно использованы писателями, — от классических ограничений, как сонет или секстина, к ограничениям более изощренным: алфавитным, фонетическим, численным и т.д.;
  2. Поиск методов автоматической трансформации текста: например, метод S+7 Лескюра, “хайка” Раймона Кено;
  3. Транспозиция математических понятий в литературу: матричное умножение предложений Раймона Кено, стихотворения по графам, тангенциальные поэмы Ле Лионне, поэмы на листе Мебиуса Люка Этьена и др.