фейсбук

инстаграм

вконтакте

Во льдах Финского залива приступило к работе первое в мире паровое судно ледокольного типа

«Пайлот» — спасательный винтовой буксир, первое в мире паровое судно ледокольного типа. В 1864—1890 годах «Пайлот» использовался для почтово-пассажирского сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом в ледовых условиях, что позволяло удлинить навигацию на несколько недель.

По указанию русского судовладельца Михаила Бритнева в 1864 г. в Кронштадте на принадлежавшем ему небольшом пароходе «Пайлот» была срезана носовая оконечность под углом 20° к линии киля по образцу поморских торосных лодок, в результате чего судно могло наползать на лед и ломать его своей тяжестью.

Впоследствии такую форму носа назвали ледокольной, а сам пароход признали прообразом нового типа судов — ледоколов.

22 апреля 1864 года винтовой пароход «Пайлот» впервые вышел на пробу за гавань и прошел по большому и малому рейдам, однако толщина льда еще не позволяла легкому пароходу значительно удаляться от острова Котлин.

В начале ноября 1866 года, когда Финский залив покрылся наносным льдом, чиновники Морского ведомства провели сравнительные испытания «Пайлота» и ледокольного судна «Опыт» снаряженного гирями для колки льда. «Пайлот» выиграл испытание обойдя застрявший во льдах «Опыт».

Однако, несмотря на успех «Пайлота», перспективной была признана конструкция ледоколов оснащенных различными устройствами для колки или резки льда.

Успех и известность конструкции ледокола Бритнева принесла холодная зима 1870/1871 годов. В тот год замерзла Эльба и акватория Гамбургского порта. Судоходство прекратилось, владельцы судоходных компаний несли убытки. В этой обстановке власти Гамбурга за 300 рублей приобрели у Бритнева чертежи «Пайлота», переделали по его подобию несколько портовых паровых судов и восстановили навигацию. Этому же примеру последовали предприниматели Дании, Швеции и США. В дальнейшем в результате усовершенствования бритневской конструкции в различных странах появились собственные проекты ледоколов — ледоколы с носовым винтом, ледоколы гамбургского типа и т.д.

В 1875 году на заводе Бритнева в помощь «Пайлоту» было построено второе подобное судно — «Бой», а в 1889 году третье — «Буй». В 1880-х годах Ораниенбаумская пароходная компания построила ледоколы «Луна» и «Заря» по типу «Пайлота», но с более мощными двигателями в 250 л.с.

Успех и мировое признание бритневских ледоколов «Пайлот» и «Бой» натолкнули адмирала Макарова на идею строительства мощного арктического ледокола «Ермак».