ГлавнаяИюнь20 июня › На частной верфи в Нью-Йорке был заложен корабль, под названием «Демологос»

На частной верфи в Нью-Йорке был заложен корабль, под названием «Демологос»

Военный пароход «Демологос», также известный как «Фултон» — первый в мире паровой военный корабль. Был построен в США по проекту Роберта Фултона, для защиты гавани Нью-Йорка во время англо-американской войны 1812-1815 года. В боевых действиях не участвовал; большую часть карьеры провел в резерве и погиб от взрыва пороха в 1829 году.

Во время англо-американской войны 1812—1815 года, англичане, активно используя своё значительное превосходство на море, установили блокаду американского побережья, прерывая американскую морскую торговлю, коммуникации и препятствуя выходу в море американских приватиров. Значительно уступающий британскому, американский флот не имел большого числа военных кораблей, способных снять блокаду, и не мог обзавестись ими в разумное время. Единственным способом изменить положение дел на море для американцев была технологическая импровизация.

В 1814, Конгресс США одобрил предложение инженера Роберта Фултона, построить для обороны гавани Нью-Йорка плавучую батарею с паровым двигателем. Такой корабль, за счет своей не зависящей от ветра мобильности, имел бы существенные преимущества над обычными парусниками в мелких прибрежных водах. Кроме того, отсутствие мачт и парусов позволяло значительно увеличить защищенность корабля по сравнению с обычными.

Корабль, под названием «Демологос» был заложен 20 июня 1814 года на частной верфи в Нью-Йорке. Постройка продвигалась довольно быстро, и 29 октября корабль был уже спущен на воду. После смерти Фултона в январе 1815, корабль был переименован в «Фултон» в его честь.

Будучи первым в мире паровым военным кораблем, «Демологос» представлял собой радикальный отход от принципов военного кораблестроения того времени. Он был двухкорпусным катамараном, водоизмещением около 1450 тонн, длина его составляла 46,69 метра, ширина 18 метров и осадка — 4 метра. Приводившее его в движение гребное колесо располагалось между корпусами, таким образом надежно защищенное от вражеского огня.

Двигателем «Демологоса» служила паровая машина с единственным качающимся цилиндром, установленная в его левом корпусе: топки и котлы располагались в правом корпусе. Мощность паровой машины не превышала 120 лошадиных сил; при благоприятных погодных условиях, корабль развивал ход до 5,5 узлов.

Благодаря столь необычной компоновке, Фултону удалось успешно решить и проблему защиты движителя в бою, и значительно улучшить собственно защищенность корабля. Надводные борта «Демологоса» были усилены мощной деревянной подкладкой толщиной до полутора метров. Такая деревянная «броня» могла успешно выдерживать попадания ядер даже самых тяжелых морских орудий начала XIX века, и не пробивалась их сравнительно легкими бомбами, не обладавшими достаточной энергией чтобы заглубиться в неё перед взрывом.

Вооружение «Демологоса» по проекту должно было состоять из тридцати 32-фунтовых пушек; по двенадцать с каждого борта, и по шесть на носу и на корме. Однако, из-за проблем с производством артиллерии, вызванных блокадой, вооружение корабля на практике сильно различалось. На носу и корме «Демологоса» были также предусмотрены позиции для огромных 100-фунтовых колумбиад; однако, из-за возникших проблем эти орудия так и не были установлены.

Ряд источников указывает, что на «Демологосе» Фултон также собирался установить другое своё изобретение — специальной конструкции клапаны в подводной части корпуса, через которые тяжелые орудия в трюме могли вести огонь, поражая подводный борт кораблей противника. Подобное решение было технически возможно, и в случае успешного применения позволило бы «Демологосу» чрезвычайно быстро отправить на дно любой неприятельский корабль. Однако, нет точной информации, были ли на самом деле орудия для подводной стрельбы установлены на «Демологосе».