фейсбук

инстаграм

вконтакте

Опубликована папская булла Cum ad nihil magis, учреждавшую инквизицию в Португалии

Когда в 1492 году началось изгнание иудеев из Испании, десятки тысяч из них бежали в Португалию. Король Жуан II открыл португальскую границу испанским иудеям. Каждый, уплативший 8 золотых крузадо, получал право на восьмимесячное пребывание в Португалии.

Иудеи же стремились обосноваться на постоянное жительство в стране, где не было ни инквизиции, ни преследований за веру со стороны монарха. Шестьсот богатых семейств, бежавших из Испании, сумели за шестьдесят тысяч крузадо получить от короны разрешение остаться на постоянное жительство в Португалии.

Массовая иммиграция чужеземцев в страну, население которой не превышало тогда 1 млн человек, вызвала антииудейские настроения в самых различных кругах Португалии. Одни требовали их высылки, другие требовали установления инквизиции по образу и подобию испанской. Когда льготный срок пребывания испанских иудеев в Португалии истёк, многие из тех, кто не уехал, были проданы в рабство, а их малолетние дети были высланы на африканский остров Санто-Томе, где большинство из них погибло от непосильного труда и перенесенных лишений.

В 1496 году новый португальский король, Мануэл I, запретил исповедание иудейской религии, приказал закрыть синагоги, сжечь иудейские молитвенники, а иудеям принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. Обратившиеся в католичество иудеи, многие насильственно, стали именоваться «новыми христианами».

В 1505 году в Португалии вновь разразилась эпидемия чумы. Неурожай вызвал голод. В Лиссабоне вспыхнул антииудейский погром. Фанатики грабили и поджигали дома «новых христиан», бросали в костры иудействующих, считая их виновными в постигших страну несчастьях. В течение двух дней в столице погибло от рук погромщиков свыше трёх тысяч человек, в том числе шестьсот из них были сожжены.

В 1507 году Мануэл I, стремясь искоренить в стране иудаизм, не нанося при этом ущерба экономике Португалии, отменил все прежние ограничительные законы против «новых христиан» и торжественно обещал «никогда в будущем» не издавать подобных законов. Тем, кто бежал из страны, была обещана амнистия. Насильственно крещённым в 1496 году было вновь обещано в течение двадцати лет не преследовать их за невыполнение католических обрядов. В 1512 году этот льготный срок был продлен до 1534 года. Предполагалось, что за эти годы новообращенные успеют привыкнуть к новой религии.

По истечении дарованного королевским эдиктом периода иммунитета в Португалии была учреждена инквизиция.

В 1521 году дон Мануэль скончался и на трон вступил его старший сын — Жуан III. Он был женат на Катарине — сестре испанского короля Карла V, ярого сторонника инквизиции. С ней в Лиссабон прибыли многочисленные доминиканцы. Под влиянием испанских родственников у нового монарха возникла идея учредить инквизицию в Португалии, однако лишь в 1531 году он смог обратиться в Рим за разрешением. Переговоры с папским престолом продолжались несколько месяцев и 17 декабря 1531 года папа Климент VII издал буллу Cum ad nihil magis, учреждавшую инквизицию в Португалии и назначавшую на пост инквизитора францисканца Диогу да Силву. 14 июня 1532 года папская булла была опубликована и начались повальные аресты и массовые конфискации имущества «новых христиан». Однако Диого да Силва неожиданно отказался от поста генерального инквизитора. Король Жуан III вновь обратиться в Рим с просьбой назначить нового генерального инквизитора. Но «новые христиане» собрали большую сумму денег и, снабдив ею своего нового поверенного Дуарте да Паз, направили его в Рим с поручением перекупить папских чиновников и добиться отмены инквизиции, что и было сделано. 17 октября 1532 года Климент VII издал декрета, повелевавший португальской инквизиции временно приостановить свою деятельность и назначавший в Лиссабон нунция с поручением разобраться в её действиях.

Когда Жуан III стал чинить всякие препятствия для въезда нунция в страну, Климент VII опубликовал 7 апреля 1533 года новую буллу Sempiterno Regi, в которой обвинил португальского короля в том, что тот обманным путём, скрыв от папы факт насильственного обращения в христианство иудеев в конце XV века, добился учреждения инквизиции.

В этой же булле папа приказал амнистировать и реабилитировать всех обвиненных инквизицией в иудаизме, узников выпустить на свободу, вернуть им имущество и соответствующие посты. Кроме того, папа создал кардинальскую комиссию, поручив ей подробно разобраться в действиях португальской инквизиции.

В 1534 году умер Климент VII и его место занял Павел III. И теперь к нему португальский король обратился с просьбой о восстановлении инквизиции. Новый папа и кардиналы опять ответили отказом и потребовали выпустить узников инквизиции, что португальские власти и вынуждены были сделать в 1535 году.

Решающее слово в этом споре сказал Карл V, неутомимый поборник инквизиции. В 1536 году его войска заняли Рим. Под нажимом испанского короля Павел III согласился восстановить инквизицию в Лиссабоне. Однако и на этот раз папа не дал полного удовлетворения португальскому королю. Буллой от 23 мая 1536 года Павел III назначил трёх инквизиторов в Португалию в лице епископов Коимбры, Ламегу и Сеуты, разрешив королю назначить четвёртого.

Кроме того, было запрещено инквизиции в течение 10 лет конфисковывать имущество её жертв, в течение трех лет ей следовало придерживаться норм светского законодательства, наконец, осужденным давалось право апелляции в верховный совет инквизиции, назначаемый генеральным инквизитором, на пост которого папа утвердил сторонника умеренных действий епископа Сеуты Диогу да Силву, который четырьмя годами ранее отказался от этого поста.

22 октября 1536 года папская булла, учреждавшая инквизицию, была торжественно оглашена в Эворе, где пребывал королевский двор, и инквизиция вновь приступила к своей деятельности. Был опубликован соответствующий эдикт, призывавший население доносить на иудействующих, протестантов и ведьм, гадалок и прочих «прислужниц дьявола». Доносчикам обещались разного рода награды, духовные и мирские. В 1536 году трибуналы инквизиции были учреждены в Лиссабоне, Коимбре и Эворе.

Инквизиция приступила к активной деятельности в 1539 году и в сентябре 1540 провела в Лиссабоне первое в Португалии аутодафе. В архивах Португалии сохранилось более 40 тысяч протоколов судебных разбирательств местной инквизиции, период высшей активности которой приходится на середину следующего столетия.

Число жертв аутодафе стало столь велико, а злоупотребления столь очевидны, что папа Иннокентий XI наложил запрет на деятельность инквизиции в Португалии. Но уже в январе 1682 года, почти через полгода после возобновления деятельности инквизиции, последовало аутодафе в Коимбре, а в мае того же года — числом и общественным положением сожжённых самое известное в истории Португалии аутодафе в Лиссабоне. Особые эмиссары португальской инквизиции следили за религиозным поведением португальских марранов за границей; уличенных в соблюдении иудаизма арестовывали и доставляли в страну, чтобы предать суду инквизиции.

Во второй половине XVIII в. активность инквизиции на Пиренейском полуострове значительно сократилась — частично благодаря либерализации общественного сознания, частично — из-за почти полного отсутствия объекта преследования.

В Португалии последнее аутодафе вообще и последнее, в котором фигурировали «тайные евреи» в частности, имело место в октябре 1765 года; формально инквизиция в Португалии была упразднена в марте 1821 года.

Деятельность португальской инквизиции распространялась и на заморские владения.

В португальском Гоа суд инквизиции был учрежден в 1561 году, однако уже до этого там действовали инквизиторы. Первое аутодафе было произведено в 1563 году; из четырех приговоренных к сожжению двое были «тайными евреями». В аутодафе 1575 и 1578 годов были сожжены 17 «тайных евреев». К 1773 году инквизиция в Гоа совершила 82 аутодафе, однако число «тайных евреев» среди осужденных с годами непрерывно уменьшалось, — по всей очевидности, из-за устрашающего эффекта энергичной деятельности местной инквизиции.

Бразилия долгое время служила убежищем для португальских марранов. В 1579 году епископ Салвадора получил прерогативы инквизитора, хотя все арестованные должны были транспортироваться в метрополию. Между 1591 и 1618 Бразилию посетили несколько инквизиционных комиссий, и десятки людей предстали перед ними с покаяниями или доносами. Особой активности инквизиция в Бразилии достигла в середине XVII века после отвоевания страны у голландцев, под властью которых многие «тайные евреи» смогли открыто исповедовать свою веру. Многие из них фигурировали в великом аутодафе в Лиссабоне в 1647 году.

В 1713 году 38 «новых христиан» были отправлены из Рио-де-Жанейро в Португалию, где получили различные наказания, некоторые были сожжены. К концу XVIII века бразильская инквизиция переключилась в основном на преследование франкмасонов и последователей Просвещения. С провозглашением независимости в 1822 году преследования инквизиции в Бразилии прекратились. Условия в португальских колониях в Африке не отличались от существовавших в Бразилии.