фейсбук

инстаграм

вконтакте

Великая паровозная гонка: группа северян угнала у южан паровоз

«Генерал» — американский паровоз типа 2-2-0, выпущенный в 1855 году заводом Rogers, Ketchum & Grosvenor. Во время Гражданской войны получил известность после произошедшего 12 апреля 1862 года инцидента, известного как Великая паровозная гонка. В настоящее время хранится в Южном музее истории Гражданской войны и локомотивов в городе Кеннесо и занесён в Национальный реестр исторических мест США.

Локомотив был построен в декабре 1855 года на заводе Rogers, Ketchum & Grosvenor в городе Патерсон и имел серийный номер 631. Паровоз за 8850 долларов приобрела компания Western and Atlantic Railroad в штате Джорджия, которая присвоила ему имя «Генерал». С 1856 года паровоз начал обслуживать пассажирские и грузовые поезда.

12 апреля 1862 года «Генерал» вёл грузопассажирский поезд Атланта — Чаттануга, когда на станции Биг-Шанти локомотивная бригада вместе с пассажирами отправилась на обед в привокзальное кафе. Воспользовавшись этим, в паровоз проникла группа из 22 рейдеров из армии Севера под руководством Джеймса Эндрюса и угнала его. Целью захватчиков было сжечь железнодорожные мосты, тем самым блокировав пути снабжения армии в Чаттануге. Однако упорство преследовавшей их поездной бригады, которые пересели на другой паровоз — «Техас» — нарушило планы северян. К тому же, в этих условиях рейдеры не имели возможности пополнить запасы топлива и воды. В результате, когда давление пара в котле упало, диверсанты оставили «Генерала» в двух милях севернее города Рингголд, после чего скрылись.

После погони в будку паровоза поднялся Энтони Мёрфи — диспетчер паровозного парка дороги, который подтвердил наличие низкого уровня воды в котле. «Техас» дотолкал «Генерала» до Грейсвилла, где было выявлено повреждение латунного подшипника скольжения на левой стороне передней бегунковой оси. Позже «Техас» отвёл «Генерала» в Рингголд, где тот простоял до вторника 15 апреля 1862 года, пока машинист Даниэль Флек не заменил подшипник, после чего паровоз был возвращён в строй. 2 мая того же года, спустя менее трёх недель после знаменитой погони, «Генерал» опять вёл поезд, в котором ехали Джеймс Эндрюс со своими сообщниками. Но на сей раз они уже ехали как арестованные на суд в Атланту.

27 июня 1864 года паровоз вёл поезд с боеприпасами, когда около Кеннесо попал под артиллерийский огонь северян. Быстро разгрузив опасный груз, поезд простоял до самого вечера, после чего вернулся в Мариетту. 1 сентября 1864 года, когда войска Конфедерации оставляли Атланту, генерал Джон Белл Худ приказал взорвать склад боеприпасов, а также уничтожить находящиеся в это время в городе пять локомотивов, среди которых был и «Генерал». Вечером были подожжены 5 паровозов и 81 вагон. К утру вагоны были полностью уничтожены, а паровозы сильно повреждены. 30 сентября «Генерал» официально в числе трофеев перешёл к северянам.