фейсбук

инстаграм

вконтакте

10 апреля

День в истории - 10 апреля

События произошедшие в этот день

1821 год - Турки повесили патриарха Григория V на воротах его резиденции

Патриарх Григорий V — патриарх Константинопольский.

Родился в 1745 или 1746 году в Димитсане на Пелопоннесе в семье бедных родителей. Первоначальное образование получил на родине под руководством двух иеромонахов, а позднее продолжил обучение в Афинах у известного педагога Димитрия Воды.

В 1767 году переехал в Смирну, где его дядя иеромонах Мелетий был экклисиархом храма св. Георгия. Посещал известную смирнскую евангелическую школу. Через некоторое время переселился на Строфадские острова (в Эгейском море), где был пострижен в монашество в одном из монастырей. Позже проживал на острове Патмос в монастыре св. Иоанна Богослова, где состоял слушателем знаменитого дидаскала Даниила Керамевса в основанной им богословской школе. С Патмоса переехал в Смирну по приглашению митрополита Прокопия, сделавшего его архидиаконом и протосинкеллом.

Перевод на новогреческий язык бесед Иоанна Златоуста дал ему научную известность. В 1785—1797 годы избран митрополитом Смирнским.

Возведённый на константинопольский патриарший престол впервые в 1797 году, он дважды вынужден был его оставить и в третий раз занял его в 1818 году. Много заботился об образовании духовенства; издал несколько слов Василия Великого и сочинение Аристотеля о добродетелях и пороках.

До восшествия на престол в третий раз, во время пребывания на Афоне, ему было предложено вступить в тайное общество «Филики Этерия», готовившее восстание греков против оттоманского ига; Григорий отказался, сославшись на невозможность для себя давать клятву безусловного повиновения неведомым ему вождям тайной организации.

1912 год - «Титаник» вышел из саутгемптонского порта в своё первое и последнее плавание

«Титаник» — британский трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик». Строился в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» с 1909 по 1912 год по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года во время первого рейса потерпел крушение в северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом.

«Титаник» был оборудован двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 000 л.с. Корабль мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч). Его водоизмещение, превышавшее пароход-близнец «Олимпик» на 243 т, составляло 52 310 т. Корпус судна был изготовлен из стали. Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков переборками с герметичными дверями. При повреждении днища попаданию воды в отсеки препятствовало двойное дно. Журнал «Шипбилдер» назвал «Титаник» практически непотопляемым, это высказывание получило широкое распространение в прессе и среди общественности. В соответствии с устаревшими правилами «Титаник» был оснащён 20 спасательными шлюпками, суммарной вместимостью 1178 человек. При максимальной загрузке парохода в них могла разместиться лишь треть находящихся на борту человек.

1917 год - В Нью-Йорке открылась выставка, на которой Марсель Дюшан выставил настоящий писсуар

Фонтан — наиболее известный реди-мейд, представленный Марселем Дюшаном в 1917 году, который является обыкновенным писсуаром с подписью «R.Mutt» (Р.Дурак). Он был представлен как «фонтан» для выставки Общества независимых художников. Несмотря на правила, по которым у художников, заплативших гонорар, все работы должны были быть приняты, произведение Дюшана было отклонено комитетом. «Фонтан» был продемонстрирован и сфотографирован в студии Альфреда Стиглица. Фото было опубликовано в журнале The Blind Man, однако оригинал считается утерянным. «Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX века и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи. Сегодня в нескольких музеях представлены копии писсуара.

Почти за два года до создания «Фонтана» Марсель Дюшан прибыл в США, где был вовлечён во фрондёрское антихудожественное культурное движение «Дада» в Нью-Йорке. По одной из версий предполагается, что создание «Фонтана» началось, когда Дюшан при сопровождении художника Джозефа Стелла и коллекционера произведений искусства Уолтера Аренсберга приобрел стандартную модель писсуара производства JL Mott Iron Works на пятой авеню 118. Дюшан принёс писсуар в свою студию, повернул его на 90 градусов от нормального положения, подписав: «R. Mutt 1917». По другой версии в 1917 году Дюшан отправил письмо своей сестре, где указывал, что одна из его подруг под псевдонимом Ричард Мутт подарила ему фарфоровый писсуар в качестве скульптуры. Дюшан никогда не признавал сотрудничества в создании своей работы, однако два человека называли себя соавторами: дадаистка Фрейтаг-Лерингховен и Аллен Нортон, который опубликовал эссе в журнале The Blind Man, посвящённое «Фонтану» Дюшана.

1940 год - Исландия фактически отделилась от Дании

В Исландии были обнаружены монеты Римской империи, датируемые III веком нашей эры. Неизвестно, принесли ли их с собой викинги, или острова всё же были посещены задолго до IX столетия. Обращает на себя внимание факт неоднократного упоминания в римской литературе «Туле», или «Дальнего Туле», о котором рассказывал ещё греческий мореплаватель IV века до нашей эры Пифей из Массалии и природно-географическое описание которого во многом напоминает Исландию.

В 1262 году Исландия была вынуждена подписать так называемый «Старый договор» с Норвегией, по которому она признавала верховную власть норвежских королей, а те, в свою очередь, обязывались направлять исландцам ежегодно по несколько кораблей с лесом, зерном и другими товарами. Исландцы присягали на верность лично каждому вступавшему на престол королю Норвегии и платили ему ежегодный налог. Однако если бы король, по мнению «лучших людей», нарушил условия договора, то исландцы вправе были считать себя свободными от своих обязательств.

В 1397 году Исландия вместе с Норвегией по Кальмарской унии переходит под власть Дании. Экономическое положение Исландии тогда несколько ухудшилось, поскольку Дания не испытывала той потребности в рыбе и шерсти, экспортируемых из Исландии, что Норвегия; колония в соседней Гренландии к 1500 году прекратила своё существование.

2010 год - Гибель руководства Польши в авиакатастрофе под Смоленском

Катастрофа Ту-154 в Смоленске — авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 10 апреля 2010 года вблизи Смоленска. Президентский авиалайнер Ту-154М Воздушных сил Польши выполнял рейс PLF 101 по маршруту Варшава — Смоленск, но при посадке на аэродром Смоленск-Северный в условиях сильного тумана лайнер столкнулся с деревьями, опрокинулся, рухнул на землю и полностью разрушился.

В катастрофе погибли все находившиеся на его борту 96 человек — 88 пассажиров и 8 членов экипажа, в их числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти всё высшее военное командование и общественные и религиозные деятели.

Это крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства. Президент Лех Качиньский направлялся в Россию с частным визитом во главе польской делегации на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в катынском лесу.

Расследованием МАК было установлено, что все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж был извещён. МАК назвал причинами катастрофы неправильные действия экипажа самолёта и психологическое давление на него.

Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, выделив в качестве фактора происшествия недостаточное аэронавигационное обеспечение полёта со стороны диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный, и указала на недостатки в техническом обеспечении аэродрома.

1826 год - Греческая революция: после годичной осады пал город Месолонгион.
1970 год - Начат выпуск автомобилей марки «Жигули».

Родились в этот день

1929 год - Родился Майкл Хоторн, британский автогонщик, чемпион мира «Формулы-1».

Джон Майкл «Майк» Хоторн — британский автогонщик. Он остался в истории как первый британский пилот, ставший чемпионом мира в гонках Формулы-1.

Майк Хоторн стал представителем первой волны талантливых британских гонщиков, стартовавших в гонках Формулы-1 в 50-е годы XX века.

Дебютировав в кольцевых гонках в 1951 году, Хоторн уже в течение первого сезона выиграл гонки Leinster Trophy и Ulster Handicap. В 1952 он дебютировал в чемпионате Формулы-1 на Cooper T20, который был куплен для него другом семьи, Бобом Чазом в команде LD Hawthorn, которой управлял бы его отец Лесли. Выиграв незачетную гонку в Гудвуде, в дебютной гонке чемпионата мира в Бельгии Хоторн занял 4 место, затем на Гран-при Великобритании заработал первый подиум, заняв по итогам сезона 5 место.

Скончались в этот день

1950 год - Умер Мустафа Февзи Чакмак, турецкий полководец, в 1921—1922 премьер-министр Турции.

Мустафа Февзи Чакмак-паша и ближайший сподвижник Кемаля Ататюрка.

Родился в Бейкозе, районе Стамбула в семье военного. Начал учиться в возрасте пяти лет. После окончания Высшей военной школы Кулели, 29 июня 1893 года поступил в военную школу Пангалти. Успешно закончив обучение, 25 декабря 1898 года вступил в армию Османской империи в чине лейтенанта. В декабре 1898 года он окончил академию (Mekteb-i Erkân-ı Harbiye-i Şâhâne) и в качестве капитана был назначен в 4-й отдел Генерального штаба.

2009 год - Умер Евгений Весник, советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр.

Евгений Яковлевич Весник родился в Петрограде в семье Якова Ильича и Евгении Эммануиловны Весник. Позже семья переселилась в Кривой Рог — Яков Весник был назначен директором Криворожского комбината. После расстрела отца и ссылки матери в Казахстан в 1937 году был отправлен в специальный детский дом для детей «врагов народа». По дороге к месту сбежал; М. И. Калинин, бывший до революции начальником цеха на петербургском заводе, где работал слесарем Яков Весник, помог его сыну прописаться в квартире родителей. С пятнадцати с половиной лет он был подсобным рабочим в цехе, где проверяли целостность противогазов.