Виктор Гусев, русский советский поэт, переводчик, драматург, сценарист.
В. М. Гусев родился 17 (30) января 1909 года в Москве в семье служащего.
В 1925—1926 учился в драматической студии при Московском Театре революции, в 1926—1929 годах — на Высших литературных курсах имени В. Я. Брюсова, после их реорганизации — на факультете литературы и искусства МГУ, который закончил в 1931 году. С 1927 года публиковал стихи, с 1935 года обратился к драматургии. В 1929 году выпустил первую поэтическую книгу «Поход вещей», раскритикованную В. В. Маяковским за «грошовый романтизм», который, вопреки утверждению последнего, не исключал, но подчеркивал революционный энтузиазм поэзии Гусева, вполне проявившийся и в его последующих сборниках («Герои едут в колхоз», 1931; «Слово бригадира», 1932; «Современники», «Гений», оба 1933; «Сыновья диктатуры», 1937; поэма «Стих», 1942) — и особенно в его текстах песен («Полюшко-поле», 1934, и др.). Печатался с 1927 года, с того же времени член Московского общества драматических писателей и композиторов и Производственного объединения молодых драматургов. Сблизился с журналом «Синяя блуза», писал сценарии для популярных в те годы «живых картин», различных массовых представлений, частушки, репризы, водевили и т. п. Идя в русле предельно актуализированной и политизированной, почти «газетной» советской драматургии ранних лет, Гусев в конце 1920-х годов пишет комедии «Американский житель» и «Закрытие Америки» (в соавторстве). Объездив в составе писательских бригад крупнейшие стройки страны (Кузнецкстрой, Уралмаш и др.), Гусев был заражен энергией индустриальных пятилеток. В 1935 году написал принесшую ему шумный успех пьесу «Слава», обошедшую почти все театры и самодеятельные коллективы страны, в которой поднял острые проблемы новой социалистической морали, долга и героизма. Следом появляются пьесы Гусева «Дружба» (1938), «Сын Рыбакова» (1940), «Москвичка», «Твоя песня» (обе 1942), символическая драма «Сыновья трех рек» (1944), в которых проявились свойственная Гусеву артистичность, умение выстроить несложный и увлекательный сюжет, непринужденно, даже по-оперетточному празднично рассказать о серьезных социальных процессах — вкупе с романтически светлым восприятием жизни и неназойливой дидактичностью, сказывающейся как в пьесах о нравах сегодняшнего дня (с нескрываемой симпатией к открытым честным труженикам и презрением к «рвачам» и «чинушам»), так и в произведениях, посвященных теме преемственности революционных традиций («Сын Рыбакова»). Истинными шедеврами Гусева в этом плане оказались лирические комедии для молодежи «Весна в Москве» (1941; одноимённый фильм режиссёра И. Е. Хейфица, совместно с Н. Н. Кошеверовой, 1953) и «Свинарка и пастух» (одноимённый фильм режиссёра И. А. Пырьева, 1941; завершен в начале войны), а также киносценарий «В шесть часов вечера после войны» (одноимённый фильм режиссёра И. А. Пырьева, 1944). С конца июня 1941 В. М. Гусев — начальник литературного отдела Всесоюзного радиокомитета; пишет, помимо вышеназванных пьес, репортажи и драматические произведения для радио, патриотические стихотворения «Сестра» (1941), «Мать и сын» (1942) и др. Гусев оставил также переводы произведений Я. Купалы, Уйгуна, Айбека, Молланепеса, А. А. Лахути и других поэтов.
Популярности добился песнями; его «Полюшко-поле» (1934) на мелодию Л. К. Книппера (1933) стало известным во всём мире благодаря исполнению Ансамбля имени А. В. Александрова .
Публично поддерживал сталинские репрессии:
…Гнев страны в одном рокочет слове.
Я произношу его: расстрел.
Расстрелять изменников отчизны…
Расстрелять во имя нашей жизни.
И во имя счастья — истребить.
Эти строки Виктора Гусева издали в «Литературной газете» 5 марта 1938 года.
В. М. Гусев умер от гипертонического криза 23 января 1944 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Его именем названа улица во Внуково, на которой живёт его внук, спортивный комментатор Виктор Гусев.