фейсбук

инстаграм

вконтакте

Уильям Блэтти, американский писатель, сценарист и кинорежиссёр.

Уильям Питер Блэтти
Уильям Питер Блэтти
Дата рождения
Дата смерти

Уильям Питер Блэтти родился 7 января 1928 в Нью-Йорке в семье выходцев из Ливана. В раннем возрасте, когда Уильяму было 6 лет, его отец бросает семью и уезжает на родину, в результате чего последующие годы семья часто переезжала с места на место, сменив двадцать восемь адресов. Мать Питера была религиозной женщиной, что повлияло на его детство и выбор мест обучения: католическая школа грамматики св. Стефана в Нью-Йорке, подготовительная средняя иезуитская школа в Бруклине, а также Джорджтаунский университет и позднее — Университет Джорджа Вашингтона, Питер изучал английскую литературу. Юношей, а затем и молодым человеком, подобно тысячам своих сверстников, он рано был вынужден начать зарабатывать на жизнь, и перепробовал много профессий — от коммивояжёра и водителя грузовика до редактора городской газеты.

В 1959 году Блэтти как «литературный негр» сочинил бестселлер «Дорогой подросток» для газетной колумнистки Эбигейл ван Бюрен, ведущей популярной колонки житейских советов «Дорогая Эбби». За эту книгу ван Бюрен её удостоили звания «Мать года», что вдохновило Блэтти на сочинение книг под собственным именем.

В 1949 году, в год окончания Джорджтаунского университета, один из преподавателей этого иезуитского учебного заведения, отец Томас В. Бермингем, предложил своему хорошо успевающему слушателю Блэтти взять темой диплома проблему «вселения нечистой силы в человека», и будущий писатель её реализовал. В 1951 году он поступил на военную дипломатическую службу в Военно-воздушные силы США, его корпус размещался в Бейруте (Ливан). К этому времени относятся его первые литературные пробы. Его статьи печатались в различных журналах, «The Saturday Evening Post» и др.

После возвращения в США, в 1957—1958 годах Блэтти работал директором по связям с общественностью в Университете Южной Калифорнии.

В 1959 году опубликовал свою первую книгу — роман «Какой путь в Мекку, Джек?». Годом ранее он снялся в небольшой роли полисмена в фильме «Нет места для посадки». С этого начались его отношения с большим кинематографом, для которого Блэтти впоследствии писал сценарии к комедийным фильмам («Человек из обеденного клуба», 1963; «Выстрел во тьме», 1964 и др.). Он стал одним из ведущих сценаристов комедий Голливуда. В середине 60-х автор начал сотрудничество с режиссёром Блэйком Эдвардсом, для которого написал сценарии к картинам «Что ты делал на войне, папа?» (1966), «Ганн» (1967), «Любимая Лили» (1970).

Затем комедии утратили былую популярность, в его карьере произошёл спад, и, не имея возможности найти работу сценариста, Блэтти арендует домик около озера Тахо и начинает работать над новым романом. История его написания началась давно. В конце 1940-х Блэтти, будучи студентом Джорджтаунского университета, впервые услышал историю об изгнании беса из 14-летнего мальчика в городке Маунт Райнер штата Мэриленд. Тогда два иезуитских священника изгнали демона из тела мальчика, проявлявшего перед этим сверхъестественные способности. Он бегло говорил и ругался на латинском языке, кровать под ним перемещалась по комнате, к тому же у него появилась большая сила. Статья репортёра Билла Бринкли об этом случае была напечатана в газете «Washington Post» 20 августа 1949 года, но этого мальчика ещё в мае того же года направили для реабилитации и последующего изучения этого необычного случая именно в госпиталь Джорджтаунского университета.

По одной из версий, начало будущей книге дал выигрыш в 10 тысяч долларов на телевизионном шоу Граучо Маркса «Пари на вашу жизнь». А когда ведущий Гручо спросил победителя, что он собирается делать с этой суммой денег, Уильям ответил, что планирует бросить работу, чтобы все свободное время посвятить работе над романом. Но написание романа очень затянулось, так что во время его написания, Блэтти часто жил на пособие по безработице. В другом интервью Блэтти говорит, что эти 10 000 долларов он получил в 1970 году в качестве аванса от издательства «Bantam Books».

Спустя 9 месяцев напряжённой работы по 14-18 часов в день, в нью-йоркском издательстве «Harper & Row», которому «Bantam Books» продала права на публикацию, в мае 1971 года тиражом в 200 000 экз. книга на тему экзорцизма под названием «Изгоняющий дьявола» увидела свет и стала мировым бестселлером, продержавшись в таблоидах больше года.

«Изгоняющий» был издан примерно год спустя, в 1971-м, и хотя издательство потратило немало средств на его раскрутку, книгу никто не хотел покупать. Возможно, потому, что слово Exorcist в её английском названии в то время мало кому было известно. Ведь это католический термин – протестанты традиционно с одержимыми не церемонились и сжигали их на кострах.

Продажи пошли в гору лишь тогда, когда Блэтти попал на популярное телевизионное ток-шоу The Dick Cavett Show. Он должен был провести на экране лишь несколько минут, но из-за проблем с другими гостями Блэтти выделили почти всю программу, и он проговорил об «Изгоняющим» 45 минут. Когда он объяснил толком, что значит Exorcist и о чём рассказывает книга, её стали раскупать как горячие пирожки, и она больше года провела в «топах» бестселлеров.

После этого книга вышла в мягкой обложке тиражом 350 000 экз., а дешёвым карманным изданием — 4 000 000 лишь за первые полгода. В последующие годы только в США было продано 13 миллионов экземпляров, а к 2006 году она выдержала не менее сотни изданий во многих странах мира.

Этому способствовала также удачная экранизация романа режиссёром Уильямом Фридкиным. Картина «Изгоняющий дьявола», вышедшая на экраны в 1973 году, стала классикой не только фильмов ужасов, но и мирового кинематографа. В ней писатель снялся в короткой роли продюсера фильма для главной героини.

С тех пор Уильям Блэтти писал в основном романы, в которых присутствуют демоны в переплетении с нестандартными оборотами человеческой психики, хотя, по собственному признанию автора, его никогда не привлекали и не привлекают романы ужасов и мистика. Он даже никогда не читал подобную литературу. Среди своих любимых авторов он отмечал Грэма Грина, Фёдора Достоевского, Роберта Натана и Рэя Брэдбери.

Он написал произведение короткой формы — короткую повесть «Где-то там» (1999) в которой объяснял, что мертвецы, находясь в загробном мире, не понимают, что они уже мертвы. Эта 100-страничная повесть должна была по замыслу стать романом, но Блэтти не расширил её. Он написал по ней сценарий.

Жил в Монтесито в штате Калифорния, был женат, семеро детей.