фейсбук

инстаграм

вконтакте

Хаяо Миядзаки, один из самых значительных аниме-режиссёров.

Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки
Дата рождения

Хаяо Миядзаки — японский режиссёр-аниматор, писатель. Вместе с Исао Такахатой основал анимационную студию — «Студию Гибли». Обладатель внеконкурсного почётного «Оскара» 2014 года со следующей формулировкой заслуг:

за оказание глубокого влияния на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области и освещая её безграничный потенциал.

Хаяо Миядзаки родился в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из 23 специальных районов префектуры Токио — Бункё-ку, был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны был директором «Миядзаки Эйрплейн», фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero, и Хаяо с детства полюбил летающие устройства. Хозяином фабрики был брат отца. Мать страдала туберкулёзом позвоночника.

В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать. В 1958 году, будучи в последнем классе старшей школы Тоётама, Миядзаки увидел в кино анимационный фильм Hakujaden. По его собственным словам, именно с этого момента он твёрдо решил стать аниматором. Решающее же влияние на выбор профессии оказала анимационная лента Льва Атаманова «Снежная королева». Проявляя интерес к рисованию, Миядзаки также пробовал рисовать мангу, однако не был удовлетворён первыми результатами.

В 1963 году закончил престижный Университет Гакусюин, факультет политики и экономики. В университете входил в клуб по изучению детской литературы. В этом клубе изучались, в основном, западные детские книги. В апреле 1963 года получил работу фазовщика в Toei Animation, и первым фильмом, над которым он работал в этой должности, стал Wan Wan Chuushingura. После работы над фильмом Gulliver no Uchuu Ryokou руководство студии заметило талант Миядзаки в анимации и стало поручать ему более ответственную работу; Миядзаки также удалось добиться разрешения переписать концовку данного фильма. Обучением Миядзаки занимался известный художник и аниматор Ясудзи Мори.

Работая в Toei, Миядзаки познакомился с Исао Такахатой, и они стали друзьями. Вместе они создали профсоюз молодых аниматоров, председателем которого стал Миядзаки. Профсоюз добивался повышения зарплаты и введения социальных льгот для аниматоров, что принесло множество проблем Миядзаки и Такахате. Так, например, анимационный фильм Taiyo no Ouji Horus no Daibouken, режиссёром которого был Такахата, а главным раскадровщиком — Миядзаки, спустя десять дней после выхода был снят с проката руководством студии Toei, которое затем обвинило Такахату в том, что фильм оказался коммерчески провальным, и понизило его в должности.

Несмотря на тяжёлые условия труда, Миядзаки продолжал работать на студии Toei. Он участвовал в создании полнометражных фильмов Nagagutsu o Haita Neko, Sora Tobu Yureisen и Doubutsu Takarajima. В 1969 году была опубликована первая манга Миядзаки Sabaku No Tami. В 1971 году Миядзаки вместе с Такахатой и Ёити Отабэ создали собственную студию A Pro, однако затем перешли на работу в TMS Entertainment, где начали работу над сериалом Lupin III.

В 1973 году Миядзаки и Такахата устроились на анимационную студию Zuiyo Enterprises, впоследствии переименованную в Nippon Animation. В 1978 году Миядзаки впервые проявил себя в качестве режиссёра, сняв сериал Mirai Shonen Conan. В 1979 году он вернулся на студию TMS, где стал режиссёром фильма Lupin III: The Castle of Cagliostro, причисляемого к числу лучших аниме в истории Японии.

В 1982 году в журнале Animage издательства «Токума Сётэн» началась публикация манги авторства Миядзаки «Навсикая из Долины ветров», после чего автору поступило предложение от руководства «Токума Сётэн» экранизировать своё произведение. Миядзаки согласился и привлёк Такахату в качестве продюсера. Вышедший в 1984 году фильм «Навсикая из Долины ветров» добился успеха, серьёзно вдохновившего Миядзаки. Для работы над следующим аниме Миядзаки и Такахата вместе с редактором Animage Тосио Судзуки организовали в 1985 году анимационную студию Studio Ghibli.

Фильм «Небесный замок Лапута» о приключениях двух сирот в поисках легендарного летающего города, стал успешным дебютом студии в 1986 году. В 1988 году вышел фильм Миядзаки «Мой сосед Тоторо», в котором показаны несколько дней из жизни двух сестер в сельской Японии 1950-х годов, и их встреча с добрыми лесными существами — хранителями леса Тоторо. Персонажи фильма стали одними из наиболее узнаваемых и любимых детских героев в Японии, а позже и во всем мире, а большой Тоторо стал эмблемой студии.

В 1989 году Миядзаки выпустил фильм «Ведьмина служба доставки» по повести Эйко Кадоно, в котором девочка из маленького городка отправляется в большой город, чтобы стать ведьмой и основать своё дело — доставку грузов и корреспонденции на метле. В 1992 году выходит «Порко Россо», главным героем которой выступает антропоморфный свин, пилот-наемник и антифашист, охотящийся на воздушных пиратов в условной Адриатике 1920-х.

С 1995 года Миядзаки начинает работу над фильмом «Принцесса Мононокэ», в котором возвращается к экологическим темам «Навсикаи из Долины ветров». Фильм вышел на экраны в 1997 году, получил широкое признание и имел в Японии большой кассовый успех. В этом году Studio Ghibli была сделана подразделением испытывавшего трудности «Токума Сётэн». «Принцесса Мононокэ» стала первым фильмом студии, получившим массовую известность за рубежом, в первую очередь в США.

После выхода «Принцессы Мононокэ» Миядзаки объявил об уходе из Studio Ghibli и намерении заняться некоммерческими анимационными проектами, однако смерть Ёсифуми Кондо вынудила его вернуться к работе на студии и заняться созданием мультфильма «Унесённые призраками». Фильм повествует о 10-летней девочке, вынужденной работать в странных банях для духов после того, как её родителей волшебница-хозяйка этих бань превратила в свиней. «Унесённые призраками» считается одним из наиболее заметных фильмов 2000-х годов, фильм удостоен приза Японской киноакадемии, Золотого медведя Берлинского кинофестиваля-2002, «Оскара» американской киноакадемии 2003 года.

В 2004 Миядзаки завершил начатый режиссёром Мамору Хосода фильм «Ходячий замок» по мотивам одноимённого сказочного романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс. В 2005 году Studio Ghibli объявила об отделении от «Токума Сётэн» в самостоятельную компанию и получила права на все выпущенные фильмы.

В 2006 студия выпустила фильм по мотивам романов Урсулы Ле Гуин о Земноморье. Миядзаки ранее пытался получить разрешение на использование её произведений, однако теперь на студии решено было поручить создание картины старшему сыну Миядзаки, Горо, для которого «Сказания Земноморья» стали режиссёрским дебютом. Хаяо и Горо находились в крайне натянутых отношениях на протяжении работы над картиной, а Ле Гуин выразила разочарование конечным результатом.

В 2008 году Хаяо Миядзаки выступил режиссёром фильма «Рыбка Поньо на утёсе». После этого он был соавтором сценариев для двух фильмов студии, а в 2014 вернулся как режиссёр картины «Ветер крепчает». Фильм частично основан на биографии Дзиро Хирокоси, конструктора японского самолета времен Второй мировой войны Mitsubishi A6M Zero, и касается таких тем, как пацифизм, верность призванию, трудности творческой личности в материалистичном мире и тяжесть морального выбора.

На пресс-конференции в Токио в сентябре 2013 года, во время работы 70-го Венецианского кинофестиваля, в конкурсной программе которого участвовала картина «Ветер крепчает», Миядзаки заявил о завершении своей карьеры в качестве режиссёра.

14 ноября 2016 года стало известно, что Хаяо Миядзаки, три года назад заявивший о завершении карьеры, объявил о своём возвращении. В последнее время Миядзаки работал над короткометражной картиной «Гусеница Боро», созданной с использованием техники CGI. Однако в итоге короткометражный вариант режиссёру не понравился. Миядзаки решил на его основе сделать полнометражный фильм. В мае 2017 года продюсер Тосио Судзуки рассказал, что мастер нарисовал раскадровки всего на 20 минут, и значит, в 2019 году фильм не будет закончен. В мае студия Ghibli начала набор сотрудников на новый проект, рассчитанный на три года.