Екатерина Дашкова, княгиня, директор Санкт-Петербургской академии наук, автор мемуаров о Екатерине II.
Екатерина Романовна Дашкова
Дата рождения
Дата смерти
Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, урождённая графиня Воронцова. Некоторое время считалась близкой подругой и сподвижницей будущей императрицы Екатерины II, называла себя наиболее активной участницей государственного переворота 1762 года, однако подтверждения этого факта нет. После восшествия на престол Екатерина II заметно охладела к ней, и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления.
Одна из заметных личностей Российского Просвещения, стоявшая у истоков Академии Российской. В её мемуарах содержатся ценные сведения о времени правления Петра III и о воцарении Екатерины II.
Екатерина Воронцова была третьей дочерью графа Романа Илларионовича Воронцова, члена Сената и генерал-аншефа. Мать — Марфа Ивановна, урождённая Сурмина (1718—1745), происходила из богатой купеческой семьи. Дядя Михаил Илларионович был канцлером Российской империи в 1758—1765 годах, а брат Александр Романович — в 1802—1805 годах. Брат Семён Романович — дипломат, известный англофил. Сестра Елизавета Романовна Полянская — фаворитка Петра III. Другая сестра Мария Романовна (1737—1765) была в замужестве за П. А. Бутурлиным.
С четырёхлетнего возраста воспитывалась в доме дяди, вице-канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. «Превосходное», по понятиям того времени, «чисто Французское» воспитание её вместе с кузиной Анной ограничивалось обучением языкам, танцам и рисованию. «Только благодаря случайности» Екатерина заболела корью и её «отправили в деревню, за семнадцать вёрст от Петербурга» она пристрастилась к чтению и сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Её любимыми писателями были Бейль, Монтескьё, Вольтер, Буало и Гельвеций. Узнав о её любви к чтению, литературные новинки того времени посылал ей И.И. Шувалов.
В феврале 1759 года Екатерина Романовна Воронцова вышла замуж за князя Михаила Ивановича Дашкова, сына смоленских Рюриковичей, и переехала с ним в Москву.
С ранних лет Екатерину постоянно занимали вопросы политики. Ещё в детстве она рылась в дипломатических бумагах своего дяди и следила за ходом русской политики. Время интриг и быстрых государственных переворотов способствовало развитию в ней честолюбия и желания играть историческую роль. До некоторой степени Екатерине это и удалось.
Ещё будучи молодой девушкой, она была связана со двором и стала одной из ведущих личностей движения, поддержавшего Екатерину Алексеевну при восхождении на престол. В 1758 году она была отрекомендована великой княгине Екатерине Алексеевне «как молодая девушка, которая проводит почти всё своё время за учением», и познакомилась с ней лично. Дашкову и великую княгиню связывали не только личное расположение, но и литературные интересы:
В ту эпоху, о которой я говорю, наверное, можно сказать, что в России нельзя было найти и двух женщин, которые бы, подобно Екатерине и мне, серьезно занимались чтением; отсюда, между прочим, родилась наша взаимная привязанность, и так как великая княгиня обладала неотразимой прелестью, когда она хотела понравиться, легко представить, как она должна была увлечь меня, пятнадцатилетнее и необыкновенно впечатлительное существо.
Окончательное сближение с Екатериной произошло в конце 1761 года по вступлении на престол Петра III. Дашкова участвовала в перевороте против Петра III, несмотря на то, что император был её крёстным отцом, а её сестра Елизавета была его фавориткой и могла стать его новой женой. Задумав государственный переворот, и вместе с тем желая до времени оставаться в тени, Екатерина Алексеевна избрала главными союзниками своими Григория Григорьевича Орлова и княгиню Дашкову. Первый пропагандировал среди войск, вторая — среди сановников и аристократии. Благодаря Дашковой были привлечены на сторону императрицы граф Н.И. Панин, граф К.Г. Разумовский, И.И. Бецкой, Ф.С. Барятинский, А.И. Глебов, Г.Н. Теплов и др.
Когда переворот совершился, другие лица, против ожиданий Екатерины Романовны, заняли первенствующее место при дворе и в делах государственных; вместе с тем охладели и отношения императрицы к Дашковой.
В 1782 году Дашкова вернулась в российскую столицу, и её отношения с Екатериной вновь улучшились. Екатерине очень нравился литературный вкус Дашковой, но главным образом ей импонировало желание Дашковой возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы.
Императрица, указом от 4 февраля 1783 года, назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К.Г. Разумовского, который она занимала до 23 августа 1794 года, когда Дашкова была уволена в отпуск, до 23 ноября 1796 года, когда она была уволена от дел вовсе. Далее её должность исправлял Павел Петрович Бакунин.
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. Также по её предложению 11 октября 1783 года была учреждена Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её первым председателем.
По назначении директором Академии наук Дашкова в своей речи выражала уверенность, что науки не будут составлять монополию академии, но «присвоены будучи всему отечеству и вкоренившись, процветать будут». С этой целью по её инициативе были организованы при академии публичные лекции ежегодно, в течение 4 летних месяцев, имевшие большой успех и привлекавшие большое число слушателей. Дашкова увеличила число студентов-стипендиатов академии с 17 до 50 и воспитанников академии художеств — с 21 до 40. В продолжение 11 лет директорства Дашковой академическая гимназия проявляла свою деятельность не только на бумаге. Несколько молодых людей отправлены были для довершения образования в Гёттинген.
Учреждение так называемого «переводческого департамента» взамен «собрания переводчиков» или «российского собрания» имело целью доставить русскому обществу возможность читать лучшие произведения иностранных литератур на родном языке. Именно в это время появился целый ряд переводов, по преимуществу с классических языков.
По почину Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 годах (16 книжек) и носивший сатирическо-публицистический характер. В нём участвовали лучшие литературные силы: Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин. Здесь помещены были «Записки о русской истории» имп. Екатерины, её же «Были и небылицы», ответы на вопросы Фонвизина, «Фелица» Державина.
Самой Дашковой принадлежит надпись в стихах к портрету Екатерины и сатирическое «Послание к слову: так». Другое, более серьёзное издание: «Новые ежемесячные сочинения» начато было с 1786 году продолжалось до 1796 года. При Дашковой начата новая серия мемуаров академии, под заголовком «Nova acta acad. scientiarum petropolitanae» (с 1783 года). По мысли Дашковой издавался сборник при академии: «Российский театр». Главным научным предприятием Российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашковой принадлежит собирание слов на буквы Ц, Ш, Щ, дополнения ко многим другим буквам; она также много трудилась над объяснением слов преимущественно обозначающих нравственные качества. На заседании Российской академии 29 ноября 1783 года Дашкова предложила использовать печатную букву «Ёё», задав Державину, Фонвизину, Княжнину и прочим присутствовавшим вопрос: правомерно ли писать «iолка» и не разумнее ли заменить диграф «iо» на одну литеру «ё».
Сбережение многих академических сумм, умелое экономическое управление академией — несомненная заслуга Дашковой. Лучшей оценкой её может служить то, что в 1801 году, по вступлении на престол императора Александра I, члены российской академии единогласно решили пригласить Дашкову снова занять председательское кресло в академии, Дашкова отказалась от этого предложения.
Кроме названных литературных трудов, Дашкова писала стихи на русском и французском языках большею частью в письмах к императрице Екатерине, перевела «Опыт о эпическом стихотворстве» Вольтера («Невинное упражнение», 1763, и отд., СПб., 1781), переводила с английского в «Опытах трудов вольного российского собрания», 1774, произнесла несколько академических речей написанных под сильным влиянием речей Ломоносова. Некоторые её статьи напечатаны в «Друге Просвещения» (1804—1806) и в «Новых ежемесячных сочинениях». Ей принадлежит также комедия «Тоисёков, или человек бесхарактерный», написанная по желанию Екатерины для эрмитажного театра (1786), и драма «Свадьба Фабиана, или алчность к богатству наказанная» продолжение драмы Коцебу: «Бедность и благородство души». В Тоисёкове человеке, желающем «и то и сио» видать Л.А. Нарышкина, с которым Дашкова вообще не ладила, а в противопоставляемой ему по характеру героине Решимовой — автора комедии.
Важным историческим документом являются мемуары Дашковой, изданные сначала на английском языке госпожой Вильмот в 1840 году, с дополнениями и изменениями. Французский текст мемуаров, принадлежащий несомненно Дашковой, появился позже. Сообщая очень много ценных и интересных сведений о перевороте 1762 года, о собственной жизни за границей, придворных интригах и т. д., княгиня Дашкова не отличается беспристрастием и объективностью. Восхваляя императрицу Екатерину, она почти не даёт никаких фактических оснований такому восхвалению. Нередко сквозит в «Записках» как бы обвинение императрицы в неблагодарности. Далеко не оправдывается фактами подчёркиваемое бескорыстие автора мемуаров. В 1859 году вслед за обнародованием в Англии записок Дашковой историк Иловайский опубликовал большую статью о ней, акцентируя внимание читателей на сочувствии героини бедственному положению крепостного крестьянства и идеям «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
В результате придворной интриги очередного фаворита Екатерины II неудовольствие императрицы Дашкова навлекла из-за печати в сборнике «Российский театр» издававшемся при Академии трагедии Княжнина «Вадим» (1795). Трагедия эта в итоге была изъята из обращения, однако княгине удалось объясниться с императрицей и разъяснить обстоятельства печати этого произведения. В том же 1795 году письменное прошение Дашковой об увольнении и двухгодичном отпуске для поправления дел было частично удовлетворено, и княгиня, продав петербургский дом и рассчитавшись с большей частью долгов, выехала из Санкт-Петербурга и жила в Москве и своем подмосковном имении Михалково, оставаясь при этом руководителем двух Академий. В 1796 году, тотчас по восшествии на престол, император Павел отстранил Дашкову от занимаемых ею должностей и отправил в ссылку в отдалённое новгородское имение, которое принадлежало её сыну. Только при содействии императрицы Марии Фёдоровны и письменного прошения на имя императора Дашковой разрешено было вернуться в своё имение в Калужской губернии, а потом и в Москву, где она жила, не принимая более участия в литературных и политических делах. Её жизнь с той поры была тесно связана с имением Троицкое, которое она привела в образцовое состояние.
Дашкова скончалась 4 (16) января 1810 года и была погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком Калужской губернии. К концу XIX века следы надгробия были практически затеряны. 22 октября 1999 года по инициативе МГИ им. Е.Р. Дашковой надгробие было восстановлено и освящено архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Установлено, что она была погребена в северо-восточном углу «трапезной части церкви, в левой стороне …, против столба», в склепе под полом. Устройство усыпальницы представителей княжеских родов в храме соответствовало русской мемориальной традиции. На стене трапезной между вторым и третьим окнами была помещена медная доска, на которой был текст эпитафии, составленный племянницей Дашковой Анной Исленьевой (1770—1847): «Здесь покоятся тленные останки княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной графини Воронцовой, штатс-дамы, ордена св. Екатерины кавалера, императорской Академии наук директора, Российской Академии президента, разных иностранных Академий и всех российских ученых обществ члена. Родилась 1743 года марта 17, скончалась 1810 января 4. Сие надгробие поставлено в вечную ей память от приверженной к ней сердечной и благодарной племянницы Анны Малиновской, урожденной Исленьевой.» В настоящее время церковь восстановлена, на могиле сделана надгробная плита.