Александр Брюллов, русский художник и архитектор.
Александр Павлович Брюллов
Дата рождения
Дата смерти
Александр Павлович Брюллов — русский художник и архитектор. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств. Тайный советник. Старший брат Карла Брюллова.
Александр Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье «академика орнаментной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло.
Вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Академию Художеств, на казённый счёт. В 1821 поступил на государственную службу. В 1822 году за счёт Общества поощрения художников братья Брюлловы были отправлены на 6 лет за границу.
Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года прибыли в Рим. С особенной любовью А. П. Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с Александром Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпеи, где составил проект реставрации терм.
К 1826 году им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 году. Следующий за тем год Брюллов провёл в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Шартр и другие города, а также в Англию. В 1829 году вернулся в Санкт-Петербург.
«Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге.
Как архитектор Брюллов составил себе имя проектами зданий, строившихся в Петербурге и его окрестностях. В их числе сооружённая по высочайшему повелению обсерватория на Пулковской горе, которая строилась им одновременно со зданием штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, в Санкт-Петербурге.
Свой талант архитектора Брюллов впервые выказал в воссоздании жилых помещений Зимнего дворца после пожара 1837 года и в постройке здесь Экзерциргауза. Большой успех имела помпейская орнаментация, по имени которой получила название соответствующая дворцовая галерея.
Вскоре Брюллову поручена была перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича, и вместе с тем шла работа по выведению здания Александровской больницы, с продолжением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, в 1831 году Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге, готическую церковь для графини Полье в Парголово, дом графини Самойловой в Славянке.
В 1832 году составил проект лютеранской церкви Св. Петра и Павла на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году удостоен был звания профессора архитектуры за проект роскошной церкви в столице, в классическом стиле, после чего ему и поручена была постройка Пулковской обсерватории.
В 1845—1850-х годах он продолжил работы над Мраморным дворцом, на этот раз ему была поручена перестройка «Служебного дома». Нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем. Для украшения здания по фасаду, над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был размещён семидесятиметровый рельеф «Лошадь на службе человека».
Его выполнил Пётр Клодт по графическому эскизу архитектора. Тимпаны боковых фронтонов также были выполнены Клодтом и изображали тритонов, трубящих в раковины.
Брюллов составлял проекты и для зданий, строившихся в провинции. В 1835—1839 году по проекту Александра Павловича в Тобольске был воздвигнут памятный обелиск в честь битвы между отрядом Ермака и войском татарского хана Кучума, а в 1842 году по его проекту сооружён караван-сарай в Оренбурге, состоящий из мечети с минаретом и окружающего их здания для гражданских учреждений.
Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью. Во время пребывания в Неаполе он написал портреты тамошнего королевского семейства, а для императрицы Марии Фёдоровны — рисунок амфитеатра Флавия.
В Париже в 1837 году на вечере у княгини Голицыной им был исполнен наиболее схожий портрет Вальтера Скотта, который художник сам перевёл на камень.
В 1830 году в Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, ещё через год написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов.
С 1845 года Александр Павлович Брюллов занимал дом на Кадетской линии, 21, впоследствии принадлежавший его зятю графу П.Ю. Сюзору. В 1872 году вышел в отставку с государственной службы. Умер 21 января 1877 года в своём особняке. Похоронен в Павловске на городском кладбище. Его могила признана памятником архитектуры федерального значения.