фейсбук

инстаграм

вконтакте

История развития фотографии

год - Французский учёный Жозеф Ньепс произвёл первую в мире фотографию

«Вид из окна в Ле Гра» — самая первая из дошедших до наших дней гелиогравюр, которая считается первой в мире фотографией, снятой с натуры. Создана французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году на пластинке, покрытой слоем битума. Технология гелиографии разработана Ньепсом уже в начале 1820-х годов, однако в начале использовалась только для тиражирования рисунков контактным способом, а более ранние изображения, снятые при помощи камеры-обскуры, не сохранились.

Ньепс получил этот снимок, проэкспонировав в камере-обскуре пластинку из пьютера размером 16,2×20,2 сантиметров, покрытую сирийским асфальтом. Из-за низкой светочувствительности экспозиция длилась не менее 8 часов при ярком солнечном свете. Об этом свидетельствует освещение противоположных стен зданий, возможное только при суточном перемещении Солнца в течение этого времени. Согласно более современным исследованиям экспозиция могла продолжаться несколько суток. Из всех гелиогравюр, созданных Ньепсом, эта единственная, полученная с помощью камеры-обскуры. Все остальные, демонстрировавшиеся им для иллюстрации своего изобретения, представляли собой контактные копии рисунков.

Технология Ньепса мало похожа на современную аналоговую фотографию, и более близка к типографским фотомеханическим процессам. Слой битума, частично полимеризованный под действием света, становится малорастворимым в смеси лавандового масла и уайт-спирита, которой пластинка обрабатывалась после экспозиции. Напротив, битум неэкспонированных участков смывается этой смесью, обнажая поверхность пластинки, которая затем протравливается кислотой. Обработка заканчивалась снятием остатков битума при помощи спирта и промывкой.

год - День изобретения фотографии

Луи Жак Дагер был талантливым художником и искусным мастером красочных видовых панорам. Начиная с 1824 года, он обзаводится отлично сделанной по его заказу камерой-обскурой и, проводит множество опытов.

Сделав как-то раз снимок на йодированной серебряной пластинке и не получив на ней хорошо видимого изображения, Дагер положил пластинку в шкаф, в котором хранил химикаты. Каково же было его удивление, когда на следующий день, открыв шкаф, он обнаружил на пластинке отлично видимое изображение того, что снял накануне. Дагер понял, что изображение возникло под действием паров какого-то из веществ, хранившихся в шкафу, но какого именно, догадаться было трудно, так как в шкафу их было очень много. Он терпеливо стал искать это вещество, помещая в шкаф снятые пластинки и поочередно удаляя из шкафа химические вещества. И каждый раз на пластинке появлялось отчетливое изображение.

Так постепенно Дагер удалил из шкафа все химикаты, а изображение продолжало появляться. Тогда Дагер тщательно исследовал пустой шкаф и обнаружил в нем немного случайно пролитой ртути. Решив, что именно она вызывает изображение, Дагер сделал темный деревянный ящик, поставил на дно его блюдце с ртутью, а поверх него на подставке поместил снятую пластинку. Спустя некоторое время, открыв ящик, Дагер убедился в правильности своего вывода - на пластинке появилось изображение. Так, впервые в истории фотографии было обнаружено, что едва заметное изображение, полученное на йодосеребряной пластинке, можно усилить и сделать хорошо видимым. Это был первый успешный опыт проявления фотоизображения.

год - В Москве узнали о Дагеротипии

Благодаря тому, что Российская (Петербургская) Академия наук постоянно следила за развитием науки и техники в мире, Россия познакомилась с фотографией в год ее изобретения. В числе членов Российской Академии наук был И.Х. Гамель, обязанностью которого были регулярные поездки за границу с целью получения из первых рук сведений о последних научных открытиях.
 
 Когда в 1839 году Гамель отправился в очередное путешествие, Академия наук поручила ему ознакомиться с новыми открытием - светописью, весть о которой уже дошла до Петербурга. В Лондоне Гамель лично от Тальбота в подробностях узнал о его изобретении и приобрел некоторые принадлежности для калотипии. К письмам в Российскую академию наук (май-июнь 1839 года) Гамель приложил полное описание метода Тальбота и несколько снимков.
 
О способе Дагерра Гамель сообщал уже из Парижа, в августе 1839 года, приложив подробное описание дагерротипии. В одном из писем 15 июля он заметил:

Я думаю, не нужно указывать Академии наук, что те снимки, которые выполнены во Франции Дагерром, весьма существенно отличаются от английской гелиографии.

год - А.Ф. Греков сообщил об изобретении светочувствительной бумаги

Известно, что самые первые фотокамеры (дагерротипный прибор) в России в 1840 году начал производить еще Алексей Греков, который не только изготавливал дагерротипные аппараты, но и первым предложил сервисные и консультационные услуги:

Желая вполне передать моим соотечественникам процесс дагерротипа, я вновь прошу каждого купившего и желающего купить снаряд мой отнестись ко мне в случае каких-либо недоразумений: за удовольствие почту несколько раз повторить для него действие снарядом...

Кроме того, А.Ф. Греков усовершенствовал процесс дагерротипии, сократив время обработки и съемки на солнце до 2,5 мин., а в пасмурную погоду - до 4-5 минут, добившись устранения зеркального блеска на дагерротипах и найдя способ получения прочного изображения не только на серебряных, но и на медных и латунных пластинках - он предложил серебрить медные или латунные пластины с помощью гальванопластики, недавно открытой Б.С. Якоби.

Весной 1840 года, т.е. спустя всего несколько месяцев со дня объявления об открытии дагеротипии, Греков добился получения более прочного изображения на серебряной пластинке, научившись покрывать ее тонким слоем золота. Он нашел также способ получения дагеротипа не на пластинке накладного серебра, а на пластинках из более доступных металлов - меди и латуни. Вот выдержка из Петербургской "газеты промышленности, хозяйства и реальных наук" "Посредник" (1840, №43; 1841, №26):

В Парижской Академии наук было читано, что г. Греков, занимающийся в Москве резьбою, достиг способа делать неизгладимыми дагеротипные или светописные рисунки.

год - Выпущена первая часть книги «Карандаш природы»

В 1835 г. Тальбот зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома. Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа. Тальбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток. Свой способ съёмки изобретатель назвал калотипией, что означало «красота». Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с миром прекрасного.

В конце января 1839 он попросил Фарадея показать на заседании Лондонского Королевского общества свои работы, а 31 января 1839 сделал там доклад "Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника". Он боялся, что изобретение Дагера окажется таким же, как его собственное, и не хотел потерять свой приоритет. При этом Толбот не осознавал, что Дагер разработал совершенно другой процесс. Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив". В 1840 ученый обнаружил, что если иодизированную фотобумагу (бумагу со слоем азотнокислого серебра, выдержанную в растворе иодистого калия) сенсибилизировать галловой кислотой, а потом непродолжительное время экспонировать в фотокамере, то на ней появится скрытое изображение, которое затем можно проявить смесью галловой кислоты и нитрата серебра. Свое изобретение Тальбот назвал калотипией.

1861 год - Английский фотограф Т. Сэттон запатентовал первый однообъективный зеркальный фотоаппарат