ГлавнаяДекабрь8 декабря › В католической церкви официально принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии

В католической церкви официально принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии

Непорочное зачатие Девы Марии — католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей — Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех.

Особое почитание Богородицы закрепилось в христианской традиции в святоотеческую эпоху. Согласно учению Католической церкви, догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, как и другие догматы Церкви, является догматическим закреплением веры, присутствовавшей ранее среди народа в форме Священного Предания.

Наиболее раннее свидетельство доктрины Непорочного зачатия Девы Марии в сформулированном виде содержится в трактате Эдмера, биографа святого Ансельма Кентерберийского, De Conceptione Sanctae Mariae. Эта доктрина, однако, отклонялась такими богословами как Бернард Клервосский, Александр Гэльский, святыми Бонавентурой и Фомой Аквинским. Последние, хотя и верили в чистоту Девы Марии, не соглашались с утверждением о благодатной защите её от первородного греха во время зачатия, усматривая в этом противоречие с учением об искуплении Иисусом Христом всех людей. Устранение данного противоречия обосновывается в трудах Уильяма Уэрского и особенно блаженного Иоанна Дунса Скота, который полагал, что Мария была освобождена от первородного греха в предвидении будущего искупления Иисусом Христом.

Полемика на эту тему продолжалась долгое время. В 1476 году Папа Сикст IV запретил противоположным сторонам обвинять друг друга в ереси. В 1617 году Папа Павел V запретил публично опровергать Непорочное зачатие. Папа Григорий XV заявил, что Святой Дух не открыл Церкви всей тайны Непорочного зачатия, однако ещё более ужесточил запрет Павла V, распространив его на любые утверждения против этой доктрины в письменной форме. В 1661 году Александр VII зафиксировал всеобщее церковное почитание Непорочного зачатия специальной буллой, хотя не провозгласил однозначного догматического определения. Такое определение было провозглашено только Папой Пием IX.

8 декабря 1854 года Папа Пий IX издал буллу Ineffabilis Deus, в которой говорилось:

…Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, которое придерживается того, что Блаженная Дева Мария была с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха, является учением, явленным в Откровении Богом, и потому в него должно твердо и постоянно верить всем верным. Эта „сияющая и совершенно уникальная святость“, которой Она „одарена с первого мига Своего зачатия“, целиком дана ей Христом: Она „искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына“.

Хотя догмат о безошибочности папы был установлен позже, чем догмат о непорочном зачатии, считается, что догматическое определение Непорочного зачатия Девы Марии соответствует всем условиям Ex cathedra, а потому на него распространяется догматическая безошибочность.

Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников. Имеет высший статус в иерархии католических праздников — торжества.