фейсбук

инстаграм

вконтакте

Родилась Елена Образцова, русская оперная певица, народная артистка СССР.

Елена Васильевна Образцова
Дата рождения
Дата смерти

Елена Васильевна Образцова — советская российская оперная певица (меццо-сопрано), актриса, оперный режиссёр, педагог. Герой Социалистического Труда (1990). Народная артистка СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1976) и Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки (1973).

Елена Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, в семье Василия Алексеевича Образцова (1905—1989) и Натальи Ивановны Образцовой (1913—1994).

Жила в блокадном Ленинграде. В 1943 году вместе с семьёй была эвакуирована в Устюжну Вологодской области.

В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А.А. Жданова.

Летом 1954 года отец был назначен главным конструктором на таганрогский завод «Красный котельщик». Руководство города выделило семье Образцовых квартиру в центре города, на ул. Фрунзе, д. 43, рядом со школой № 10, в которую определили Елену. Окончив в 1956 году школу, она поступила в Музыкальную школу им. П.И. Чайковского, к педагогу А.Т. Куликовой. На отчётном концерте Елену услышала директор Ростовского музыкального училища М.А. Маньковская, и по её рекомендации в 1957 году та была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки. В 1963 году, будучи студенткой консерватории, дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

В 1964 году окончила Ленинградскую консерваторию по классу А.А. Григорьевой. С того же года — солистка Большого театра. В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра «Ла Скала» выступила в роли Гувернантки в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене «Ла Скала» в главных партиях.

В 1975 году вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» певицу, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф в США окончательно утвердил её в статусе звезды мировой оперы. Через несколько месяцев выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Л. Паваротти и Дж. Сазерленд.

В 1976 году — в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Дж. Верди. В 1977 году выступила в роли Далилы («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)» в этом же театре. Тор Экерт, критик «New York Times», тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы — Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».

В русской опере главные партии исполнила в «Хованщине» М. Мусоргского (Марфа), «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова (Любаша), «Пиковой даме» П. Чайковского (Графиня), партию которой исполняла с 1965 года почти 40 лет.

Много гастролировала за рубежом. Работала на сцене лучших оперных театров мира. Пела на многих музыкальных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Оранже (дебют в 1979 — Далила) и Зальцбургском фестивале (дебют в 1978 — Эболи).

Была приглашена Ф. Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская честь» (1982). «В моей жизни, — писал Ф. Дзеффирелли, — были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съёмок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо».

Отдельный пласт вокального творчества примадонны связан с музыкой Г. Свиридова, сочинённой и посвящённой композитором непосредственно певице: вокальный цикл «Десять песен на стихи Александра Блока» (1980), поэмы на стихи С. Есенина «Отчалившая Русь» (1983) в редакции для меццо-сопрано.

Выступала и в качестве оперного режиссёра: в 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижёр-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию.

Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска», имела обширный концертный репертуар — камерно-вокальные произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, С.В. Рахманинова, Г.В. Свиридова, Р. Шумана, И.С. Баха, Г.Ф. Генделя и др.

Любимейшими и великими партнёрами она называла теноров В. Атлантова и П. Доминго.

Особо выделяла работу с дирижёрами Д. Баренбоймом, Г. фон Караяном, П. Доминго.

В 1999 году дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле Театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Р. Майнарди.

В 2003—2004 годах состоялись её выступления с программой классического джаза (Д. Эллингтон, В. Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И.М. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера.

В 2007—2008 годах в качестве художественного руководителя возглавляла оперную труппу Михайловского театра (Санкт-Петербург).

Певицей записано более 50 дисков на крупнейших студиях грамзаписи.

С 1996 года в Санке-Петербурге действует созданный певицей Культурный центр, названным её именем, где она работала с молодыми исполнителями.

С 1999 года в Санке-Петербурге регулярно проводится Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.

С 2011 года в Москве функционирует Фонд Елены Образцовой — благотворительный фонд поддержки музыкального искусства.

В 1973—1994 годах преподавала в Московской консерватории им. П.И. Чайковского, с 1984 — профессор. Давала мастер-классы в Европе, Японии, в Санкт-Петербурге и Москве, была председателем жюри ряда европейских Международных конкурсов вокалистов. В 2011 году возглавила жюри XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Преподавала в Токийской музыкальной академии «Мусашино».

Масштабная творческая деятельность певицы и её заслуги перед российской и мировой музыкальной культурой нашли отражение в многочисленных публикациях музыковедов и искусствоведов.

Член Союза театральных деятелей РФ. Почётный член Пушкинской академии (с 1995), член Международного общества друзей Русского музея (с 1998), академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (с 1999), академик Академии российского искусства (с 1999).

С 2014 года страдала от лейкемии. С середины ноября проходила курс лечения в клинике Лейпцига, где был найден подходящий донор и проведена операция по пересадке костного мозга. Операция не принесла ожидаемого эффекта, поскольку ослабленный организм 75-летней пациентки не отреагировал должным образом. В конце 2014 года певицу в Германии навестили её давние друзья Иосиф Кобзон и Валентина Терешкова.

Елена Васильевна Образцова скончалась 12 января 2015 года на 76-м году жизни в одной из клиник Лейпцига, где проводила зиму и проходила лечение по настоянию врачей. Церемония прощания проходила 14 января 2015 года в Большом театре, отпевание — 15 января 2015 года в Храме Христа Спасителя. Похоронена в этот же день на Новодевичьем кладбище Москвы.

Кончина вызвала широкий отклик как среди поклонников творчества певицы, так и среди её великих партнёров по оперной сцене. «Прощай, моя любимая Кармен!», — написал Пласидо Доминго. «Елена была фантастической артисткой и великолепным партнёром по сцене, каждая встреча с ней была большой радостью для меня. Мы с ней очень часто пели вместе: в „Дон Карлосе“, „Аиде“, „Кармен“, и всегда это было незабываемо», — сказал Хосе Каррерас.