Папа Иннокентий VIII положил начало охоте на ведьм в Германии
Булла под названием "Summis desiderantes affectibus" — «Всеми силами души», выданная римским папой Иннокентием VIII, была призывом к уничтожению ересей и колдовства в Рейнской области. Этот документ официально признавал существование ведьм и предоставлял полное папское одобрение действиям инквизиции, разрешая использовать для этого все необходимые средства. Булла также давала особые инквизиторские полномочия доминиканцам Генриху Крамеру и Якобу Шпренгеру — будущим авторам знаменитого трактата "Молот ведьм". Для помощи, обоим инквизиторам был послан "возлюбленный сын" Иннокентия VIII — магистр Иоанн Гремпер из Констанцской епархии. Любые попытки препятствовать действиям инквизиции влекли за собой отлучение от церкви.
Издание буллы, по-видимому, было ответом на жалобы Крамера и Шпренгера, которые столкнулись с сопротивлением местных церковных властей в некоторых областях Германии в отношении их инквизиторской деятельности. Это сопротивление мешало им проводить свои мероприятия по искоренению ересей и колдовства, и булла призвала к преодолению таких препятствий, поддерживая их действия и предоставляя необходимые полномочия.
В течение года после публикации буллы, которая дала папским представителям свободу для массового инквизиционного преследования, в городах Рейнской области было казнено множество людей, обвиняемых в ереси и колдовстве. Действия Крамера вызвали народное негодование, что привело к его публичному изгнанию из Инсбрука в 1485 году. Ему удалось избежать наказания только благодаря заступничеству бриксенского епископа Георга Гольсера. Эти события лишь усилили противоречия и напряженность в регионе.
Текст буллы был включен как вступление к книге "Молот ведьм", написанной Крамером совместно с профессором теологии Шпренгером, которая была издана в городе Шпайер около 1487 года. Эта булла служила введением или предисловием к их трактату, подчеркивая официальную поддержку их деятельности по искоренению колдовства и ересей.
Середина XVI века стала началом периода известного как "Большая охота" на ведьм, который протянулся примерно на 200 лет. В это время было около 100 тысяч судебных процессов и унесено жизни около 50 тысяч человек. Главным образом охота на ведьм была активной в Германии, Швейцарии, Франции и Шотландии, а также в меньшей степени затронула Англию, Италию и Испанию. В Америке процессы над ведьмами были редкими, из которых наиболее известными стали события в Салеме в 1692-1693 годах.
На территориях, затронутых Реформацией, суды над ведьмами стали особенно массовыми. В ландскнехтских и кальвинистских областях появились даже более строгие законы о колдовстве, чем в католических. Примерно в 1589 году в Кведлинбурге, население которого составляло 12 тысяч человек, за один день были сожжены 133 "ведьмы". В Силезии один из исполнителей приговоров построил специальную печь, где за 1651 год были сожжены 42 человека, включая двухлетних детей. В то же время в католических государствах Германии охота на ведьм была также жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге. Например, в Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек. Этот период был отмечен ужасающей жестокостью и массовыми преследованиями людей под обвинением в колдовстве.
Священник из Альфтера в письме к графу Вернеру фон Сальму так описывал ситуацию в Бонне начала XVII века:
Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9—14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать.
Во время Тридцатилетней войны (1618-1648 годы) преследования ведьм в Германии достигли пика. В это время воюющие стороны в своей пропаганде и обвинениях обвиняли друг друга в колдовстве, используя идею ведьм и колдунов как средство дискредитации противника. Это время характеризовалось усилением истерии вокруг ведьм и крайне высоким уровнем преследований во многих областях Германии.
Перевод буллы
Всеми силами души, как того требует пастырское попечение, стремимся мы, чтобы католическая вера в наше время всюду возрастала и процветала, а всякое еретическое нечестие искоренялось из среды верных. Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии, особенно в Майнцском, Кельнском, Трирском, Зальцбургском и Бременском округах, очень многие лица обоего пола, пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних и других животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания что они нещадно мучают как внутренними, так и наружными ужасными болями мужчин, женщин и домашних животных что они препятствуют мужчинам производить, а женщинам зачинать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг что, сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении, и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений, к погибели своих душ, к оскорблению божеского величия и к соблазну для многого множества людей.
И хотя возлюбленные сыны наши, Генрих Инститорис и Яков Шпренгер, члены ордена доминиканцев, профессора богословия, нашим апостольским посланием были назначены и до сего времени состоят инквизиторами, первый — в вышеназванных частях Верхней Германии, обнимающих, как надо понимать, и провинции, и города, и земли, и епархии, и другие такого рода местности, а второй — в некоторых областях вдоль Рейна однако, некоторые клирики и миряне в этих странах, не в меру высоко ставя свое разумение, не стыдятся упорно утверждать, что так как в полномочных грамотах не были поименно и точно указаны эти епархии, города и местности, а также некоторые лица и их проступки, то поэтому вышепоименованным инквизиторам в вышеназванных провинциях, городах, епархиях, землях и местностях нельзя заниматься инквизицией и что их не должно допускать к наказанию, заключению в тюрьму и исправлению упомянутых лиц за вышесказанные злодейства и преступления. Благодаря сему в вышесказанных провинциях, городах, епархиях, землях и местностях, подобные провинности и преступления и остаются безнаказанными, к очевидной пагубе их душ и потере ими вечного спасения. Но мы устраним с пути все помехи, которые могут каким-либо образом препятствовать исполнению обязанностей инквизиторов и дабы зараза еретического нечестия и других подобного рода преступлений не отравила своим ядом невинных людей, мы намерены, как того требует наш долг и как к тому побуждает нас ревность по вере, применить соответствующие средства. Посему, дабы названные местности не остались без должного обслуживания инквизицией, мы нашей апостольской властью постановляем: да не чинится никакой помехи названным инквизиторам при исполнении ими их обязанностей и да позволено будет им исправлять, задерживать и наказывать лиц, совершающих указанные преступления, как если бы в полномочных грамотах были точно и поименно названы округа, города, епархии, местности, лица и преступления.
С великим попечением мы распространяем эти полномочия на названные местности и поручаем вышеназванным инквизиторам, чтобы они и каждый из них, при помощи нашего возлюбленного сына Иоанна Гремпера, магистра из Констанцской епархии, всякого из названных областей, кого найдут виновным в указанных преступлениях, исправляли, заключали под стражу и наказывали с лишением имущества, а также даем названным инквизиторам полную возможность во всех церквах, где они найдут то потребным, проповедовать слово божие и все иное совершать, что они найдут полезным и необходимым. Особым посланием мы повелеваем почтенному собрату нашему епископу Страсбургскому, дабы он, поскольку названным инквизиторам сие потребуется, торжественно заявлял, чтобы никто и ни в чем не чинил им какой-либо помехи и не наносил никакого вреда тех же, кои будут чинить препятствия, какого бы положения эти лица ни были, он должен без всякого прекословия карать отлучением, запрещением в священнослужении, лишением таинств и другими еще более ужасными наказаниями, а если потребуется, то и привлекать к содействию против них руку светской власти. Никто не должен нарушать это наше послание или дерзновенно поступать противно ему. Буде же кто-либо попытается это сделать, то пусть знает, что он навлечет на себя гнев всемогущего бога и апостолов Петра и Павла.
Дано в Риме, у св. Петра, от воплощения господа в 1484 г., нашего первосвященства 1-м году, 5 декабря.