Умер Владимир Гардин, русский советский режиссёр, сценарист и актёр, народный артист СССР.
Владимир Гардин родился в Твери или, по другим данным, в Москве в семье офицера. В 1894 году окончил Второй Московский кадетский корпус, затем учился в Киевском военном училище. В 1896—1897 годах находился на военной службе. После увольнения в запас поступил на должность младшего контролёра в Акцизном ведомстве. Выступал на любительской сцене Пожарного общества в Рославле Смоленской губернии.
В 1898 году был принят в труппу антрепренёра Е. Славянского. Затем служил в театрах Риги, Екатеринбурга, Перми, Одессы, Бендер, Юзовки, Кишинёва, Екатеринослава, в антрепризе В. Никонова в Гродно, в антрепризе Ефимова в Царицыне, в антрепризе В. Форкатти в Таганроге. В 1902—1904 годах работал в Тифлисе. Во время гастролей Санкт-Петербургского драматического театра В. Ф. Комиссаржевской в Тифлисе подписал договор с театром, на сцене которого выступал с 1904 по 1906 год. В 1907 году ушёл в Ново-Василеостровский театр под руководством Н. А. Попова (Санкт-Петербург). В 1907 году организовал Свободный театр в Териоках (ныне Зеленогорск), где ставил пьесы, запрещённые царской цензурой. В 1908 году организовал русский театр в Париже. В 1909—1912 годах — актёр и режиссёр театров Воронежа, Царицына и Саратова. В 1912 году в Московском театре Корша выступил в роли Феди Протасова в пьесе «Живой труп» Л. Н. Толстого.
В 1913 году заключил контракт с торговым домом «Тиман и Рейнгардт» и начал работать в качестве кинорежиссёра и сценариста «Русской золотой серии», иногда снимаясь также как актёр. Дебютный фильм — «Ключи счастья», снятый в 1913 году совместно с Я. А. Протазановым, не сохранился. Я. А. Протазанов выполнял роль консультанта, подсказывая начинающему режиссёру, как лучше снять ту или иную сцену. Бюджет фильма и время съёмок во много раз превышало установленные стандарты, а его успех превзошёл все ожидания. «Ни один фильм, ни до, ни после «Ключей счастья» не имел такого коммерческого успеха».
В 1914 году вместе с Я. А. Протазановым стал ведущим режиссёром торгового дома «Тиман и Рейнгардт». На «Русской золотой серии» экранизирует классические ((«Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Дворянское гнездо») и современные («Вавочка», «Дни нашей жизни», «Привидения») произведения, а также фильмы по оригинальным сценариям («Маска смерти»). Драма о любви двух братьев к одной женщине «Жребий» была поставлена по сценарию известного писателя Ф. К. Сологуба. Особенным успехом пользовались фильмы «Анна Каренина» и «Дворянское гнездо». «Привидения» не пользовались никаким успехом.
В связи с начавшейся Первой мировой войной П. Тиман, будучи немецким подданным и опасаясь за свою судьбу, выпускает ряд патриотических фильмов, не обращая внимание на качество продукции. В. Гардин снял фильмы: «Под пулями немецких варваров», «Ужасы Калиша», «В огне славянской бури», «Подвиг казака Кузьмы Крючкова» (фильм был снят за один день и пользовался большой популярностью) и «Энвер-паша — предатель Турции» (один из самых слабых фильмов режиссёра).
В начале 1915 года П. Тиман, узнав о том, что А. А. Ханжонков снимает «Войну и мир», решает опередить его, чтобы сорвать выпуск картины, и начал производство экранизации того же романа. В. Гардин ставил этот фильм совместно с Я. Протазановым. Они успели снять фильм раньше А. Ханжонкова, картина принесла большие сборы, однако В. Гардин и Я. Протазанов покинули П. Тимана. По мнению В. Михайлова, «уход Гардина и Протазанова был протестом против коммерциализации „Русской золотой серии“», а В. Короткий предполагает, что «причиной могли быть опасения режиссёров быть обвинёнными в отсутствии патриотизма: в условиях войны с Германией они продолжали работать в немецкой фирме».
После ухода от П. Тимана В. Гардин и Я. Протазанов организовали собственное производство, которое вскоре распалось, и В. Гардин объединился с В. Венгеровым. Среди его фильмов, снятых в 1915-1917 годах, выделяются «Приваловские миллионы», «Мысль» и «Слава сильным… гибель слабым…».
До 1917 года им поставлено более 30 фильмов.
В 1917 году стал режиссёром фирмы «Нептун», где снимал салонные мелодрамы, зачастую с мистическим сюжетом. Во многих из этих фильмов главную роль сыграл Г. М. Хмара. Пресса эти фильмы не заметила, и в большинстве случаев о них почти ничего не известно.
В 1918 году — один из организаторов, преподаватель Государственной школы кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова) в Москве. В 1918—1919 годах — заведующий кинопроизводством кинофотоотдела Госкиношколы. В 1920 году — заведующий Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса.
В 1922—1924 годах — один из организаторов и режиссёр киностудии Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) в Одессе. С 1924 года в качестве режиссёра и актёра работал на киностудиях в Ленинграде: «Госкино» (позже «Ленфильм»), «Советская Белорусь» (ныне «Беларусьфильм»). Поставил в 1920-х годах более 50 фильмов.
После появления звукового кино выступал только как актёр, снялся более чем в 70 фильмах, в том числе таких, как «Встречный» (1932), «Иудушка Головлёв» (1933), «Дубровский» (1935), «Юность Поэта» (1937), «Пётр I» (1938), «Человек в футляре» (1939), «Антон Иванович сердится» (1941) и других.
Первым из киноартистов удостоен званий «Народный артист РСФСР» (1935) и «Народный артист СССР» (февраль 1947).
С 1940 года выступал также на эстраде.
Во время войны вместе с женой в составе шефской фронтовой бригады «Ленфильма» выезжал на фронт, выступал в Доме офицеров в Ленинграде, в госпиталях. В блокадном Ленинграде и в войсках они дали около 500 концертов. Один из них состоялся 31 мая 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии.
Автор воспоминаний.
Умер 29 мая 1965 года (по другим источникам — 28 мая) в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Похоронен на Богословском кладбище.
- Жена (с 1927) — Татьяна Дмитриевна Булах (1904—1973), актриса театра и кино, поэтесса, автор мемуаров (по другим источникам его женой была Ольга Ивановна Преображенская (1881—1971), актриса театра и кино, кинорежиссёр и педагог)).
- Прадед — Иван Иванович Лажечников (1792—1869), писатель, один из зачинателей русского исторического романа.