фейсбук

инстаграм

вконтакте

В Петербурге спектаклем по пьесе Гуцкова «Уриэль Акоста» открылся театр под руководством В.Ф. Комиссаржевской

Театр Комиссаржевской – театр, основанный в 1904 год В.Ф.Комиссаржевской в Петербурге. Открылся 15 (28) сентября 1904 года спектаклем «Уриэль Акоста» Гуцкова.

Комиссаржевская стремилась сделать его театром демократической интеллигенции, пропагандировать со сцены передовые идеи современности. Основу репертуара составляли произведения Островского, Чехова, Горького, Ибсена, пьесы современных русских драматургов, входивших в литературную группу «Знание».

В театре работали режиссеры Н.Н.Арбатов, Н.А.Попов, И.А.Тихомиров, А.П.Петровский, актеры К.В.Бравич. Н.А.Буткевич, В.Р.Гардин, И.А.Слонов, Е.П.Корчагина-Александровская, И.М.Уралов, П.В.Самойлов, М.А.Ведринская, Н.Д.Красов, З.В.Холмская, А.А.Пивоварова и другие.

В годы первой русской революции отдельные спектакли театра были восторженно встречены революционно настроенным зрителем и превращались в политические демонстрации. Здесь впервые была поставлена пьеса М.Горького «Дачники»; спектакль этот после событий 9 января 1905 года был по приказу петербургского генерал-губернатора снят с репертуара. Возобновление спектакля в сентябре 1905 года подтвердило целеустремленную борьбу коллектива театра с силами реакции. Большой общественный успех имел также спектакль «Дети солнца».

В 1904-1906 гг. в театре были поставлены спектакли: «Кукольный дом», «Привидения», «Дядя Ваня», «Чайка», «Бесприданница», «Авдотьина жизнь» Найденова и другие. В октябре 1905 года театр давал спектакли в пользу бастующих рабочих, а 13-14 октября, отменив представления, присоединился к всеобщей забастовке. Однако в период реакции, наступившей после подавления революции, театр не смог удержаться на прогрессивных позициях.

Многочисленные цензурные ограничения тяжело отзывались на жизни театра Гонения цензуры, нежелание допустить на подмостки своего театра пустой развлекательный репертуар вызвали у Комиссаржевской стремление уйти в мир отвлеченной красоты, «вечных идей». Комиссаржевская увлеклась модными в те годы символизмом и стилизацией. Главным режиссером в театр был приглашен В.Э.Мейерхольд, утверждавший в этот период приемы условноэстетического театра. Изменился состав труппы.

Из театра ушла актеры Попов, Градин, Корчагина-Александровская и другие. Вошли – Р.А.Унгерн, Е.М.Мунт, А.Я.Закушняк, А.А.Мгебров, Н.Н.Волохова, М.А.Бецкий и другие, художники Н.Н.Сапунов, С.Ю.Судейкин и другие. Большое внимание в спектаклях уделялось стилизованным декорациям. Актерское исполнение отличалось манерностью.

В театре в это время шли пьесы: «Сестра Беатриса», Пелиас и Мелисанда», «Чудо святого Антония» Метерлинка, «Балаганчик» Блока, «Гедда Габлер» Ибсена, пьесы Пшибышевского, Ф.Сологуба и других».