фейсбук

инстаграм

вконтакте

Авиационная катастрофа DC-9 над Хермсдорфом

Катастрофа DC-9 над Хинтерхермсдорфом — авиационная катастрофа, произошедшая 26 января 1972 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании JAT — Yugoslav Airlines выполнял рейс JAT367 по маршруту Стокгольм—Копенгаген—Загреб—Белград, но через 46 минут после вылета из Копенгагена лайнер взорвался в воздухе. Взрыв лайнера произошёл над немецким селом Хинтерхермсдорфом, а обломки самолёта упали в районе города Ческа-Каменице (Чехословакия). Из находившихся на борту самолёта 23 пассажира и 5 членов экипажа в живых остался только один — 22-летняя стюардесса Весна Вулович, которая упала без парашюта с высоты 10 160 метров.

McDonnell Douglas DC-9-32, регистрационный номер YU-AHT, заводской 47482, серийный 592, был выпущен в 1970 году первый полёт совершил 28 мая. 2 февраля 1971 года был передан югославской авиакомпании JAT — Yugoslav Airlines. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-9A. На день катастрофы совершил 2564 цикла «взлёт-посадка» и налетал 2091 час.

26 января 1972 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-32 борт YU-AHT совершал перелёт из Стокгольма в Белград с промежуточными посадками в Копенгагене и Загребе и выполнял второй участок рейса. На его борту находилось 28 человек — 5 членов экипажа включая стюардессу Весну Вулович и 23 пассажира. Вылет из Копенгагена в 15:15 UTC, набор высоты и выход на воздушную трассу прошли в обычном режиме. Полёт проходил на высоте около 10 000 метров.

Через 45 минут после взлёта рейс 367 прошёл очередную точку маршрута — приводную радиостанцию HERMSDORF в Восточной Германии и занял высоту 10 160 метров. Но вскоре самолёт неожиданно разрушился — носовая часть с кабиной пилотов отделилась от фюзеляжа. Обломки упали рядом с деревней Ческа-Каменице в Чехословакии. При этом крупные части фюзеляжа оказались на расстоянии не более километра друг от друга, тогда как обычно разрушения на большой высоте приводят к существенному рассеиванию фрагментов.

По данным официального расследования, до разрушения в воздухе системы самолёта работали в штатном режиме, а пилоты находились на своих местах. Экспертиза не обнаружила в крови пилотов алкогольных или наркотических веществ. Сигналов бедствия или сообщений о поломках на землю не передавалось. Авиалайнер был сравнительно новым начал эксплуатироваться менее чем за год до катастрофы.

Причиной катастрофы был назван взрыв в багажном отсеке в передней части фюзеляжа. Через 10 дней после катастрофы Служба государственной безопасности Чехословакии представила фрагменты будильника, который был определён как часть взрывного механизма. В организации теракта подозревались последователи хорватской ультраправой организации «Усташи». Однако официально преступление осталось нераскрытым, а имена исполнителей не установлены.