фейсбук

инстаграм

вконтакте

Ричард Никсон и Леонид Брежнев подписали в Москве договор об ограничении систем противоракетной обороны

Договор об ограничении систем противоракетной обороны подписан 26 мая 1972 года США и СССР. Срок действия договора не ограничивался, однако договор мог быть в любой момент расторгнут любой из подписавших сторон.

Договор зафиксировал обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО территории страны.

Каждая сторона обязалась иметь не более двух систем ПРО, где в радиусе 150 километров могло быть развернуто не более 100 пусковых неподвижных противоракетных установок. Позже, в июле 1974 года, по дополнительному протоколу к этому Договору, разрешалось иметь только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок МБР.

В 2002 году в связи с выходом из него США, договор прекратил функционировать.

Еще в 1967 году была впервые озвучена идея заключить двустороннее соглашение между противостоящими блоками о взаимном отказе от развертывания стратегической ПРО. Идея была в том, что, гарантировав свою открытость для ответного удара противника, обе стороны снизят вероятность эскалации политических конфронтаций и перехода их в тотальную ядерную войну (так как агрессор будет осознавать, что не имеет шансов уцелеть). Кроме того, обе стороны уже начали испытывать негативный эффект огромных затрат на гонку вооружений: создание новых систем стратегической ПРО неминуемо повлекло бы за собой как гигантские затраты, так и огромные расходы на создание вооружений, способных таковую преодолевать.

С другой стороны, военные не хотели полностью отказываться от систем стратегической противоракетной обороны. В 1960-х существовали серьезные опасения относительно возможного контрсилового, или иначе - обезоруживающего удара. Предполагалось, что агрессор может попытаться нанести внезапный и неожиданный удар по стратегическим объектам и ядерным силам оппонента, чтобы парализовать его командную систему и ограничить возможности ответного ядерного удара.

Наконец, с третьей точки зрения, развитие технологий в перспективе МОГЛО привести к созданию более совершенных систем противоракетной обороны, выгоды от развертывания которых превысили бы политические проблемы. Кроме того, существовали опасения относительно возможности развертывания ядерно-ракетного оружия третьими странами, не входящими в договор по ПРО.

Итоговый договор отражал компромиссный подход:

  • Договор запрещал развертывание новых систем стратегической противоракетной обороны
  • Договор разрешал обеим сторонам развернуть два района стратегической ПРО с не более чем 100 противоракетами в каждом для прикрытия своих наиболее важных объектов - столицы и мест базирования ядерного оружия - от обезоруживающего удара
  • Договор предусматривал возможность одностороннего расторжения его любой из подписавших сторон с предварительным уведомлением второй стороны, в случае если какая-либо из сторон сочтет, что договор не обеспечивает более её интересов.
  • Договор никак не ограничивал создание систем тактической противоракетной обороны, не направленных на защиту от МБР.

Дополнение к договору от 1974 года сократило число развертываемых каждой стороной районов ПРО до одного.