ГлавнаяСентябрь24 сентября › Вышел из печати роман Гюнтера Грасса «Жестяной барабан»

Вышел из печати роман Гюнтера Грасса «Жестяной барабан»

«Жестяной барабан» — дебютный роман немецкого писателя Гюнтера Грасса. Роман опубликован в 1959 году и является ядром «данцигской трилогии» Грасса.

В центре повествования — история мальчика Оскара Мацерата, который с приходом к власти в Германии национал-социалистов, отказывается расти в знак протеста против происходящих в обществе перемен.

Идея романа зародилась летом 1952 во время путешествий Гюнтера Грасса по Франции. Вот как об этом пишет сам автор:

В заурядной ситуации после обеда я увидел среди взрослых, которые пили кофе, трёхлетнего мальчика с жестяным барабаном. Мне бросилось в глаза и осталось в памяти как, забыв обо всём, трехлетний ребёнок был захвачен этим инструментом, и как он одновременно игнорировал мир взрослых.

Под этим впечатлением Грасс написал стихотворение, в котором впервые появилась фигура Оскара Мацерата. Это стихотворение, до сих пор так и не опубликованное, стало предвестником романа за семь лет до его написания.

После переезда с женой в Париж Грасс ушёл в работу над текстом будущего романа, над которым работал непрерывно. Его жена, друзья и знакомые были первыми слушателями отрывков и страниц будущего произведения в авторском исполнении. В это время, как признаётся сам писатель, он уделял очень мало времени своей жене и детям-близнецам, которые именно тогда родились.

Весной 1958 года Гюнтер Грасс посетил Гданьск, город, в котором он родился и рос. Ему нужны были свежие впечатления для раздела, где речь шла об обороне от немцев польской почты в Гданьске. Он хотел встретиться со свидетелями этого героического и трагического события, столь важного для истории Польши.

История возникновения романа описана автором в его статье «Ретроспективный взгляд на „Жестяной барабан“ — или автор как сомнительный свидетель. Свидетельство в своем деле».

«Жестяной барабан» может показаться автобиографическим, однако в начале книги автор отмечает, что имена и события являются вымышленными, а любые совпадения с реальными — случайностью. В основе романа лежат воспоминания Грасса из собственной жизни, которые, однако, сознательно искажены, соблазняя читателей обманчивым сходством.