фейсбук

инстаграм

вконтакте

В Киеве епископ Иоанн был по выражению летописца «поставлен бысть пастухом всей земли Ростовской и Суздальской и Владимирской»

Поучение известно в одном списке XVI в., обнаруженном И.А. Бычковым в Прологе за мартовское полугодие из собрания Ф.И. Буслаева. Оно озаглавлено:

Поучение в неделю цветную священноепископа Иоанна Ростовского к правоверным крестьяном.

«Цветная неделя» — воскресенье 6-й недели поста, последнее перед «страстной» неделей. Это определяет и содержание Поучения. После торжественного обращения к слушателям автор говорит о себе и о своей миссии:

И ныне, чада, да будет известно всем вам, да ведати о нас, яко не на покой пришел есмь, но на воспоминание вам духовнаго учениа.

Разъясняя смысл праздника, И. постоянно внушает слушателям, что в дни поста они могут очиститься от грехов всего года и спастись:

Аз, смиреный епископ Иоанн поручаюся: аще от всего сердца и от всея душа к богу покаянием обратитеся, можете бо в сию шесть недель грехов избыти.

Повторенная на протяжении всего Поучения в разных вариантах эта мысль подкрепляется примерами из Св. писания. Поучение, созданное для произнесения в церкви, относится к жанру торжественного красноречия. Автор использует приемы риторической амплификации, обращается к аналогиям и иносказаниям. Поучение в целом построено по традиционным канонам, известным в творчестве таких проповедников, как Кирилл епископ Туровский. Можно отметить лишь несколько большую простоту и утилитарность ростовской проповеди, обращенной к менее искушенному слушателю.

Принадлежность Поучения к ростовской литературе отражена не только в имени автора, но и в его обращении

ко всем христолюбивым людем, живущим во области пресвятыя Богородица Ростовскыя епископья.

Заканчивается оно обращением к святому Леонтию епископу Ростовскому — первому ростовскому епископу, убитому своей паствой в 70-х гг. XI в.

Атрибутируя Поучение, И.А. Бычков встал перед выбором одного из двух Иоаннов — епископов Ростовских. Первый занимал кафедру с 1190 по 1213 г.; второй — с 1346 по 1356 г. И. II был поставлен в епископы из архимандритов Московского Спасского монастыря. Архимандритом его сделал великий князь Иван Данилович Калита, факт этот в Воскресенской летописи сопровождается характеристикой И.,

мужа честна, сказителя книгам, разумна и словесна, и сановита суща, за премногую его добродетель последу епископом Ростовским поставлен бысть и тамо добре упасе порученное ему стадо.

И.А. Бычков склонен именно его считать автором Поучения, хотя никаких аргументов в пользу этого авторства не приводит.

Однако нет веских оснований отвергать возможность авторства и И. I. Его имя во многом связано с установлением культа епископа Леонтия, чьи мощи были обнаружены в Ростове в 1164 г.. Считается, что именно он ввел празднование обретения мощей Леонтия в 1190 г, и он же написал канон Леонтию, помещенный в Минее, л. 90: «Канон святителю Леонтию Ростовскому, творение Иоанна епископа», В некоторых рукописных святцах сам И. I считается святым; его память празднуется 17 января.

И. I был довольно заметным церковно-политическим деятелем, связанным с князем Всеволодом Большое Гнездо; он был духовником князя, пославшего его в 1190 г. в Киев к митрополиту Никифору для поставления в Ростовские епископы; зато потом Всеволод, пытаясь в борьбе с боярами опереться на более широкие круги населения, созывает в 1211 г.

 

всех бояр своих с городов и с волостей, епископа Иоана, и игумены, и попы, и купце, и дворяны, и вси люди.

Летопись сообщает о строительной деятельности И.: при нем закладывается, обновляется, освящается ряд церквей во Владимире и Суздале; в этой связи летописец отмечает:

отверъзени бо бесте ему очи сердечней от бога на церковную вещь, еже пещися ею яко пастуху, а не наемнику.

В 1211 г. И. венчает сына Всеволода, князя Юрия, а в 1212 г. погребает великого князя Всеволода. Со смертью Всеволода завершилась и карьера И. Он не устраивал нового князя Юрия Всеволодовича, поставившего на его место игумена Рождественского монастыря Симона. В 1213 г. И. оставляет епископию и постригается в Боголюбове, а затем, по-видимому, уходит в Суздаль, в Козмодемьянский монастырь.