фейсбук

инстаграм

вконтакте

Из стен Московского печатного двора вышла «Псалтырь»

Имена не всех мастеров-печатников, работавших в XVI-XVII вв., сохранила история. Полагают, что в первой московской, так называемой «анонимной» типографии, трудились «мастер печатных книг» Маруша Нефедьев и гравер Васюк Никифоров.

Считают, что с ними вместе работали, возможно обучались у них, осваивали тонкости типографского искусства Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. А в апреле 1563 г. «некии хитрыи мастеры печатному делу» Федоров и Мстиславец приступили к самостоятельной работе — выпуску знаменитого «Апостола». Когда же обстоятельства вынудили их покинуть Москву, особо длительного перерыва в русском книгопечатании не наступило. Через год-полтора после отъезда печатников на Московском печатном дворе другие мастера начали готовить типографское оборудование к работе. В старинной рукописи «Сказание известно о воображении книг печатного дела» повествуется:

После тех мастеров Иоанна и Петра стал мастером ученик их Андроник Тимофеев сын, по прозвищу Невежа, с товарищами, и также царским повелением велено ему издавать книги в печатном виде в царствующем граде Москве и раздавать по всем городам по всей России... А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло дело крепко и без помех бесперебойно, как непрерывная вервь.

«Сказание» это было составлено в двадцатых годах XVII в. в кругу типографов, помнивших еще московских первопечатников. Но и «Сказание» дает не совсем точную информацию о тех далеких временах, называет не все имена участников минувших событий.

20 декабря 1568 г. из стен Московского печатного двора вышла «Псалтырь». В послесловии к ней сказано, что книга эта напечатана «тщанием и трудами Никифора Тарасиева да Невежи Тимофеева». Именно в таком порядке перечислены в послесловии печатники. По аналогии с московским «Апостолом» 1564 г. можно предположить, что Никифор Тарасиев был старшим «товарищем», выполнявшим функции издателя-типографа, а Невежа занимался художественно-техническим оформлением книги. И Тарасиев и Невежа мастерами были отменными. На подготовку рукописи, набор, печать и переплетные работы они затратили чуть больше девяти месяцев. Формат книги — четвертая доля листа, объем — около трехсот страниц. Она щедро украшена заставками, вязью, «древесными» буквицами. В книге помещена полосная иллюстрация.

«Псалтырь» оказалась единственной книгой, над которой совместно работали Тарасиев и Невежа. Имя Никифора Тарасиева в истории отечественного книгопечатания больше никогда не встречается. Что же касается Андроника Тимофеева Невежи, то его издательско-типографская деятельность была на редкость долгой и плодотворной. Ему суждено было продолжить великое дело московских первопечатников. Он стал наследником Федорова и Мстиславца в самом широком значении этого слова: творчески развил их издательские, художественно-технические, литературные достижения, использовал в работе типографские материалы, оставленные первопечатниками после отъезда из Москвы.

Почти сорок лет Андроник Невежа занимался книжным делом. Он стал первым издателем следующего, XVII века. Он создал первую в отечественном книгопечатании семейную династию книжников: на Московском печатном дворе его дело продолжил сын Иван Андроников Невежин, работали там и другие печатники, состоявшие в родственных отношениях с Андроником Невежей.

Но вернемся к «Сказанию», утверждающему, что книгопечатание «от того времени пошло крепко и бесперебойно». В действительности не все было благополучно в московской типографии. После выхода «Псалтыри» 1568 г. в русском книгопечатании наступил перерыв длительностью почти в десять лет. События политического характера заставляли Ивана Грозного подолгу отлучаться из Москвы и периодически жить в своей надежной крепости — в Александровой слободе. Вместе с царем здесь пребывал весь двор, все правительственные учреждения.

В скором времени в слободе была организована типография, возглавить которую в 1576 г. пригласили Андроника Невежу. Насколько активной была деятельность слободской типографии? Известна лишь одна книга, напечатанная в Александровой слободе, — «Псалтырь». Книга вышла в свет 31 января 1576 г. Она в общем повторяет московскую «Псалтырь» 1568 г. Но типограф ввел в нее оригинальные заставки, нарезал новые инициалы. По-иному решена композиция гравюры, изображающая царя Давида.

Однако не исключено, что в семидесятые — восьмидесятые годы в слободской типографии были напечатаны и другие издания, остающиеся пока неизвестными. Итальянец Антоний Поссевини, странствовавший в те времена по Московской Руси, отметил в своих путевых записках:

Для самого лишь государя кое-что кладется под печатный пресс, и местечке, которое зовется слобода Александрова, где у него есть типография.

После «Слободской Псалтыри» в издательско-типографской деятельности Невежи снова наступает перерыв, продолжавшийся более двенадцати лет. Лишь в 1589 г. Невежа, снова работая в Москве, печатает следующую свою книгу — «Триодь постную».

И только с этого времени книгопечатание на Руси «пошло бесперебойно». Правда, вплоть до конца столетия никаких новых крупных имен в истории русского книгопечатания не встречается. И в послефедоровский период личность Андроника Тимофеева Невежи остается самой значительной. Одинаково искусно владея всеми книжными специальностями, он был последним московским «универсалом-типографом».

В Москве Невежа выпускал книги регулярно. Среди его изданий лучшей книгой считается «Апостол», вышедший в свет в 1597 г. К этому времени Невежа — уже многоопытный издатель-типограф со своим почерком, своим стилем. Он — блестящий мастер орнаментального рисунка, тонкий гравер. Особого внимания заслуживает фронтиспис «Апостола» с традиционным изображением псалмопевца. Кроме своих графических достоинств гравюра замечательна еще и тем, что это первая русская гравюра, подписанная художником-автором. Правда, сделано это еще неумело: первая строка — «Андроник Тимофеев» — оттиснута на листе зеркально, но вторая строка — «Невежа» — уже вырезана правильно. В «Апостоле» указан тираж книги: «а напечатано книг сих вкупе тысяча пятьдесят».

Последнюю свою книгу — «Псалтырь» — Андроник Тимофеев Невежа напечатал в ноябре 1602 г. В выпуске ряда книг принимал участие сын Невежи — Иван Андроников Невежин. В 1604 г. он уже печатает самостоятельно и работает в Москве до 1610 г. А чуть позже на Московском печатном дворе объявился еще один представитель семейства Невежиных — Алексей Невежин.