Умер Валантен де Булонь, французский художник эпохи барокко.
Валантен де Булонь — французский художник эпохи барокко, представитель караваджизма.
Француз по рождению, он в ранней молодости прибыл в Италию, уже хорошо владея кистью. В это время братья Караччи противодействовали влиянию недавно умершего Караваджо на живопись. Никола Пуссен, французский художник, живший тогда в Италии, стоял на стороне братьев Караччи; но Валантен, сделавшийся другом Пуссена, чувствовал сильное влечение к живописи Караваджо, пренебрегшего преданиями, перешедшими от Рафаэля, Тициана и других славных предков. Подобно Караваджо, Валантен не был способен ни на какую идеализацию, признавал только живопись с натуры и брал себе в модели людей грубого разряда.
Итальянцы считают Валантена лучшим последователем Караваджо и причисляют его к своим художникам Римской школы. Пуссен не оказал большого влияния на Валантена, но тем не менее рекомендовал его тогдашнему покровителю искусств в Риме, кардиналу Барберини.
Некоторое время Валантен писал картины религиозного содержания, оставаясь и в них верным принципам Караваджо и своей натуре: его священные фигуры нисколько не идеализированы. В картине «Мучение св. Прокесса и Мартиниана» он хотел представить главным образом ужасы тех пыток, которым подвергнуты были эти мученики; в этом отношении он походил на испанского живописца Риберу.
Впрочем, Валантен довольно скоро расстался с сюжетами религиозного содержания, и стал писать фигуры воинов, нищих, людей, пристрастных к вину, картежной игре, падших женщин и т.п. Тема, которую он исполнял несколько раз, это — концерты. Одежда играющих иногда обличает их богатство и, может быть, знатность, а выражения лиц, по замечанию некоторых критиков, принадлежат грабителям и плутам.
Валантен принадлежит к числу представителей натуралистической школы, которая в то время, однако, еще не умела вполне преследовать свои цели. Во всяком случае, французы причисляют Валантена к сонму своих известных художников того периода и ценят его произведения. В Лувре хранятся 11 его картин:
- «Концерт»,
- «Женщина, гадающая на руке солдату»,
- «Две женщины и два солдата»,
- «Суд Соломона»,
- «Воздадите Кесарево Кесарю» и др.
В других городах Франции хранится также немалое число картин Валантена, равно как в Риме, Флоренции, Дрездене и т. д. В Петербурге, в Эрмитаже, имеются две картины Валантена из Священной истории:
- «Отречение Петра» и
- «Христос, изгоняющий торжников из храма».
Со многих его картин сделаны в разное время гравюры.
В Версальском дворце, в спальне короля можно увидеть серию картин, изображающих четырёх евангелистов, купленную Людовиком XIV в 1670 г.