фейсбук

инстаграм

вконтакте

В авиакатастрофе в Африке погибли 16 человек, в том числе генсек ООН Хаммаршёльд

Катастрофа DC-6 под Ндолой — авиационная катастрофа, произошедшая в ночь с 17 на 18 сентября 1961 года. Авиалайнер Douglas DC-6B Организации Объединённых Наций, на борту которого находились 6 членов экипажа и 10 пассажиров, включая Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршёльда, совершал рейс из Леопольдвилля в Ндолу, но при заходе на посадку в аэропорту Ндолы рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все 16 человек, находившиеся на его борту.

По официальной версии, обломки самолёта были найдены только через 16 часов после катастрофы. По неофициальным сведениям, местные жители уже в пять утра видели, что район падения самолёта был оцеплен военными.

Обгоревшие тела 14 человек были найдены среди обломков. Труп Дага Хаммаршёльда с многочисленными повреждениями, в том числе с множественными переломами позвоночника, был найден на некотором расстоянии от самолёта. В стороне от обломков был найден единственный оставшийся в живых после падения пассажир — сержант Гарри Джулиен из службы безопасности ООН; он находился в тяжёлом состоянии и от полученных ран через 5 дней скончался в больнице, успев ответить на несколько вопросов, но так и не дав какой-либо информации, которая могла бы прояснить причины катастрофы.

Было проведено шесть официальных расследований. В ходе расследования выдвигались многочисленные версии, среди которых:

  • техническая неисправность,
  • диверсия,
  • нехватка топлива,
  • усталость пилотов,
  • самоубийство Дага Хаммаршёльда,
  • обстрел самолёта тем единственным военным самолётом, который имелся у повстанцев Катанги.

Однако ни для одной из них не нашлось убедительных доказательств. В качестве наиболее вероятной причины катастрофы была названа следующая: самолёт Хаммаршёльда заходил на посадку на слишком низкой высоте и задел деревья.

Помимо официальных расследований, было проведено несколько неофициальных. В частности, 17 августа 2011 года английская газета «The Guardian» рассказала о расследовании, которым последние три года занимается шведский сотрудник одной из гуманитарных организаций Йоран Бьёркдаль. В частности, он нашёл нескольких местных жителей, которые были свидетелями авиакатастрофы, и взял у них показания. Самолет ООН, по словам некоторых из них, упал после того, как по нему открыл огонь другой самолёт меньшего размера. Ещё одной деталью в рассказах свидетелей, которая отличалась от официальных сведений, стала информация о том, что они пытались на рассвете пройти к месту падения самолёта, однако там, по их словам, уже были военные.

Шведский исследователь жизни Дага Хаммаршёльда Петер Валленстен в своей работе, выпущенной в 2005 году Шведским институтом в серии «Знаменитые шведы», писал, что тема, связанная с обстоятельствами гибели Генерального секретаря ООН, породила «непропорционально большую по объёму и спекулятивную по характеру литературу… но авторы этих сочинений так и не смогли выдвинуть достаточно убедительных объяснений причин роковой авиакатастрофы».

В 2011 году началось новое расследование причин авиакатастрофы под Ндолой. В ходе него было установлено, что холм, в который врезался самолет, не был показан на карте, которой пользовались пилоты, также стало известным, что пилоты провели на самолете 18 часов, — и эти обстоятельства, по всей видимости, и привели к катастрофе.