фейсбук

инстаграм

вконтакте

Родился Борис Барнет, советский кинорежиссёр.

Борис Васильевич Барнет
Дата рождения
Дата смерти

Барнет родился 18 июня 1902 года в Москве, в доме № 16/4 на Вознесенском переулке, в семье английских ремесленников. Его дед — Томас Барнет (англ. Thomas Barnet) был потомственным печатником, приехавшим в Российскую империю из Великобритании. Он владел типографией, расположенной в Бабьем городке, которая перешла по наследству к отцу Барнета, а от него — к старшему брату Бориса.

С приходом к власти большевиков в 1917 году, типография была национализирована и размещалась по старому адресу как «Типо-литография Совета Рабочих Депутатов Замоскворецкого района» города Москвы. Сам же Борис Васильевич решил связать свою жизнь с искусством. Учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, одновременно работая реквизитором, бутафором и рабочим сцены в 1-ой Студии МХТ.

В 1920 году, в возрасте восемнадцати лет Борис уходит добровольцем в Красную армию и попадает на Юго-Восточный фронт где служит санитаром при госпиталях и медсанбатах. В 1922 году был отправлен на лечение в Москву и позже демобилизован. Окончил Главную военную школу физического образования трудящихся при Главном управлении военных учебных заведений (ГУВУЗ) в Москве, после окончания которой зачислен в штат школы как преподаватель по боксу. Выступал на ринге как профессиональный боксёр.

На одном из матчей Барнета замечает режиссёр Лев Кулешов и приглашает его на роль ковбоя в своей кинопостановке «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924). Это было первое знакомство Бориса Барнета с кинематографом и его первая роль в кино. Учился в Государственном Техникуме Кинематографии. После съёмок в «Мистере Весте…» Барнет пишет киносценарий «Четыре шайки» и в надежде заработать, относит его в сценарный отдел «Межрабпомфильма» на Масловке. Денег ему не заплатили но сочинение понравилось, и уже через несколько месяцев Борис Васильевич приступает к работе над сценарием для новой фильмы «Мисс Менд» (1926) по одноимённому роману Мариэтты Шагинян.

В 1920—1930-х годах Борис Барнет работает в пролетарском игровом кино уже как режиссёр-постановщик и продолжает сниматься как актёр. В фильме «Девушка с коробкой» (1927) он талантливо передал атмосферу периода НЭПа с помощью лирики, тонкой иронии и эксцентричной буффонады. В начале 1930-х годов на экраны выходят его научно-популярные «культурфильмы»: «Живые дела», «Пианино» и «Производство музыкальных инструментов».

Заметным успехом советского кинематографа стала звуковая лента, снятая Борисом Барнетом, — «Окраина» (1933). В этом фильме, повествующем о периоде Первой мировой войны, через судьбы людей провинциального городка показаны последние годы существования Российской империи. Барнет использовал новаторские приёмы монтажа и преподнёс тему войны и революции в небольшом городке с совершенно неожиданной стороны. В фильме своеобразно сплетены патетические и лирические начала. В 1934 году фильм получил Кубок Муссолини на Втором Венецианском кинофестивале в Италии.

В 1940 году на киностудии «Мосфильм», по сценарию, написанному Михаилом Вольпиным и Николаем Эрдманом, Барнет работает над созданием кинокомедии «Старый наездник» о заслуженном жокее, бегущим от неудач на ипподроме в родную деревню. Премьерный показ состоялся в начале 1941 года, в московском Доме кино. Коллеги и критики восторгались работой, называя «Старого наездника» «первой настоящей советской звуковой комедией», но на экраны фильм вышел лишь в 1959 году, в новой редакции. А тогда, в январе 1941 года, фильм был снят с проката и запрещён А.А. Ждановым.

С началом Великой Отечественной войны Борис Васильевич, как и большинство деятелей советского искусства работает над созданием героико-патриотических образов в отечественном кинематографе. Со своими фильмами и бригадами артистов посещает госпитали и воинские части. В годы войны на экраны выходят «Боевые киносборники» № 3 (1941) и № 10 (1942) c киноновеллами режиссёра, снятый в 1944 году на Ереванской студии художественных фильмов по сценарию Фёдора Кнорре боевик о подпольщиках — «Однажды ночью».

В 1942 году на ЦОКС в Алма-Ате Барнет снимает патриотическую комедию «Славный малый» по повести Петра Павленко из сборника «Народные мстители», в которой юная героиня (Екатерина Сипавина) влюбляется во французского лётчика (Виктор Добровольский), спасённого партизанами в новгородских лесах. Но признанный «идеологически незначительным», фильм на экраны не вышел и был запрещён к показу. Наиболее известный послевоенный фильм Бориса Барнета — «Подвиг разведчика» (1947) пользовался большой популярностью у зрителей. По мнению коллег по жанру, «Подвиг разведчика» заложил основу традиции героико-приключенческих фильмов в советском киноискусстве. Снятые Барнетом в 1950-х годах фильмы оценивались критиками и прессой того периода не столь высоко.

Историческая драма «Аннушка» (1959), — одна из немногих работ режиссёра, которая пользовалась зрительским успехом. Следует вспомнить и «цирковой фильм» 1957 года «Борец и клоун», снятый режиссёром на киностудии «Мосфильм», к работе над которым Барнет подключился после внезапной кончины Константина Юдина, уже на стадии съёмочного процесса. Жан Люк Годар, отзываясь о «Борце и клоуне» в своей статье для журнала «Cahiers du cinema» (1959, № 94), восхищался «секретом искусства стилизации» художника Барнета. В начале 1960-х годов режиссёр переживает свой «последний творческий взлёт».

В 1961 году на экраны страны выходит лирическая комедия «Алёнка», снятая по одноимённой повести Сергея Антонова. Это трогательная история маленькой девочки Алёнки Муратовой (Наташа Оводова), которая самостоятельно отправляется на учёбу за 500 километров по целине с интересными и добрыми попутчиками. Фильм состоит из нескольких историй, рассказанных героями в пути и представленных режиссёром глазами ребёнка. По мнению критиков новелла с Василием Шукшиным в роли Степана Ревуна «предсказывает не только будущую шукшинскую прозу, но и его кинематограф».

Последним фильмом режиссёра Барнета стал «Полустанок», снятый им в 1963 году на киностудии «Мосфильм», по сценарию, совместно написанному с ленинградским прозаиком Радием Погодиным. В картине были заняты популярные советские актёры: Василий Меркурьев, Екатерина Мазурова, Надежда Румянцева, Борис Новиков, однако фильм принят не был и как «лишённый всякого смысла» успеха не имел. В последние годы Борис Барнет работал на разных киностудиях, переезжая из города в город.

В 1963 году, после выхода на экраны художественного фильма «Полустанок» он подаёт заявление об увольнении с киностудии «Мосфильм», — заявление было подписано руководством студии без каких-либо возражений. В 1964 году режиссёра приглашают на Рижскую киностудию ставить историко-приключенческую драму «Заговор послов» об известной операции ЧК в годы Гражданской войны. Во время затянувшегося подготовительного периода Борис Барнет покончил с собой в рижской гостинице — 8 января 1965 года.

Фильмы созданные Борисом Васильевичем Барнетом сейчас малоизвестны зрителю, — часть его работ была выдержана в духе соцреализма и считается современными критиками «примитивными» и «заказными», часть была снята с «большого экрана» по разным причинам.