ГлавнаяИюль15 июля › В Риме дотла сгорела древняя базилика Святого Павла

В Риме дотла сгорела древняя базилика Святого Павла

Базилика Святого Павла за городскими стенами — одна из четырёх великих, или патриарших, базилик Рима. В отличие от всех остальных расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города. Входит в список семи паломнических базилик Рима. Привлекает большое количество паломников-христиан со всего мира, приезжающих с целью поклонения мощам апостола Павла, чьё место упокоения находится в данном храме. В 1980 году внесена в Список всемирного наследия.

Заложена императором Константином на месте предполагаемого захоронения св. Павла. В 386 году Феодосий I счёл ту церковь недостойной столь священного места и начал строительство гораздо более внушительного храма. Когда папа Лев I закончил строительство, в Риме не было более просторной базилики. Поэт Пруденций воспел её красоту для императора Гонория.

Папа Григорий Великий занялся всевозможными улучшениями храмовой архитектуры; при нём рядом с собором уже действовали два монастыря, мужской и женский. В IX веке всю округу разграбили сарацины, что побудило папу Иоанна VIII укрепить религиозный комплекс, который был выделен в отдельный город под названием Джованниполи.

В X веке базилика и окружающие её монастыри были переданы в ведение клюнийских монахов. Григорий VII, который был здесь аббатом, подарил храму бронзовые двери византийской работы. В 1215 году здесь поселился изгнанный из Александрии латинский патриарх; базилика оставалась кафедральным собором его преемников до 1964 года. В 1220—1241 годах был выстроен изящный монастырский дворик в готическом стиле.

В отличие от остальных патриарших базилик собор св. Павла за стеной не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 года выгорел почти дотла. Среди потерь числится мозаика Пьетро Каваллини в апсиде, но мозаика V века чудом уцелела. Восстановление храма продолжалось до 1840 года, причём был выстроен совершенно новый классицистический фасад. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I. Повторное освящение храма состоялось только в 1854 году. После восстановления размеры храма составили 132 м в длину, 65 м в ширину и 30 м в высоту. В 1890—1928 годах была построена колоннада из 146 гранитных колонн, окружающая западный двор храма. В центре двора была поставлена статуя апостола Павла работы П. Каноника.

Одной из характерных особенностей базилики является галерея портретов всех Римских Пап, размещённых в медальонах по внутреннему периметру здания. До пожара в медальонах располагались фрески с папскими портретами, при восстановлении храма их заменили мозаичными портретами. Несколько уцелевших фресок хранятся в музее при базилике. На данный момент пустыми остались лишь несколько медальонов. Одна из легенд гласит, что когда пустых медальонов не останется и последний Папа умрёт, настанет Конец Света.