Книги со скидкой

г.

Потопление британского лайнера «Лакония», обусловившее издание приказа «Тритон Ноль»

Выйдя 15 августа 1942 года из Лорьяна в очередное патрулирование, 12 сентября в квадрате ЕТ 7721 ПЛ встретила войсковой транспорт «Лакония», следовавший из Суэца в Великобританию.

На борту находились 2 789 человек: 136 членов экипажа, около 80 гражданских, приблизительно 268 британских военнослужащих, свыше 1 800 итальянских пленных и 160 польских тюремщиков.

В 11:37 наблюдатель ПЛ доложил, что видит дым. На мостик поднялся капитан. Лодка увеличила скорость и легла курсом на перехват.

К 15 часам класс корабля был идентифицирован и было принято решение об атаке. Был произведен залп из торпедных аппаратов № 1 и № 3 с интервалом в 20 секунд.

В 22:07 судно поразила первая торпеда, через несколько секунд — вторая.

В 22:22 с борта судна дали радио открытым текстом об атаке подводной лодки и о бедственном положении.

В 23:25 судно затонуло в точке с координатами 04°34" N 11°25" W.

Видя плачевное положение экипажа «Лаконии», капитан ПЛ принял решение оказать помощь, и, уже проводя спасательную операцию, запросил разрешения штаба. Понимая, что собственными силами не справиться, 13 сентября в 06:00 капитан на волне 25 метров передал радиограмму следующего содержания:

Если какой-нибудь корабль пожелает оказать помощь экипажу „Лаконии“, я не стану атаковать его при условии, если сам не буду атакован с моря или с воздуха. Имею на борту 193 спасенных. 4 градуса 52 минуты южной широты, 11 градусов 26 минут западной долготы. Германская подводная лодка.

На помощь поспешили ПЛ: кригсмарине U-506 и U-507, итальянская «Каппеллини». На его призыв также откликнулось правительство Виши, выслав к месту трагедии сторожевой корабль «Аннамит» и крейсер «Глуар».

14 сентября ПЛ приняла на борт свыше 400 человек. Затем около половины из них были снова высажены в лодки и на плоты. Всего в океане теперь плавало 22 спасательных шлюпки и плота, на которых нашли временное спасение примерно полторы тысячи человек. В воде больше не оставалось ни одного потерпевшего.

15 сентября U-156 дождалась пришедших на помощь U-506 и U-507, на борт которых была передана часть спасенных с «Лаконии». На борту U-156 оставалось 55 итальянцев и 55 англичан, в том числе 5 женщин.

16 сентября в 11:25 над ПЛ пролетел первый самолет с опознавательными знаками ВВС США. Менее чем через полчаса — другой. При их появлении над рубкой ПЛ был поднят большой флаг Красного Креста.

12:32 лейтенант Джеймс Д. Харден, пилот Либерейтора, выполняя приказ своего командования и отчетливо понимая ситуацию, пройдя над лодкой на высоте менее 80 метров, сбросил бомбы, в результате чего оборвались буксирные тросы спасательных шлюпок. Затем бомбометание продолжилось. Одна из бомб попала точно в шлюпку — погибли все в ней находившиеся. После следующего захода бомба разорвалась точно под центральным постом субмарины, на мостик поступили доклады о появлении течи. Капитан отдал распоряжение надеть спасательные пояса и высаживать всех спасенных с «Лаконии» в шлюпки.

В 13:11 U-156 передала сигнал бедствия, но к 13:45 наиболее серьёзные повреждения удалось устранить и лодка погрузилась. Всплыв, в 23:04 командир ПЛ доложил о случившимся по радио в штаб.

17 сентября в 12:22, U-507 также подверглась атаке.

Узнав о помощи союзников, командующий подводными силами кригсмарине отдал печально известный приказ Тритон Ноль.

«Тритон Ноль» или «приказ Лакония» — приказ, отданный командующим подводными силами ВМФ Германии Карлом Дёницем 17 сентября 1942 года командирам всех подводных лодок. Приказ запрещал оказывать помощь пассажирам и экипажу потопленных подводной лодкой судов.

Из союзнического состава экипажа «Лаконии» погибло менее 20 человек, а из более 1 800 итальянцев спаслось только 450.