Начался Карпатский рейд по немецким тылам
12 июня 1943 года, в 18.00 Сумское партизанское соединение в составе Путивльского партизанского отряда и групп белорусских партизан под командованием Сидора Артемьевича Ковпака начало знаменитый Карпатский рейд по немецким тылам.
Партизаны выступили от села Милошевичи на нынешней украинско-белорусской границе.
В Карпатский рейд вышли около 1500 партизан. На вооружении у них было 130 пулемётов, 380 автоматов, 9 орудий, 30 миномётов, 30 противотанковых ружей, винтовки и другое оружие.
В книге воспоминаний "От Путивля до Карпат" Сидор Артемьевич пояснит секрет успеха рейда:
"Выйдя из лесов и болот южного Полесья в поля Западной Украины, мы должны были пройти три области - Ровенскую, Тарнопольскую и Станиславскую, форсировать несколько больших рек, пересечь до десятка железных дорог. Может ли партизанская колонна, растягивающаяся по дороге на 8-10 километров, совершить такой марш скрытно, не обнаружив себя?
За время маневренных действий у нас постепенно выработались свои железные законы партизанского марша. Выступать в поход с наступлением темноты, а при дневном свете отдыхать в лесу или в глухих селах. Знать всё, что делается далеко впереди и по сторонам. Не идти долго в одном направлении, прямым дорогам предпочитать окольные, не бояться сделать крюк или петлю. Проходя мимо крупных гарнизонов врага, прикрываться от них заслонами. Небольшие гарнизоны, заставы, засады уничтожать без остатка. Ни под каким видом не нарушать в движении строй, никому не выходить из рядов.
Всегда быть готовыми к тому, чтобы через две минуты после появления врага походная колонна могла занять круговую оборону и открыть огонь на поражение из всех видов оружия. Одни пушки выезжают на позиции, а другие тем временем бьют прямо с дороги. Главные силы идут глухими просёлками, тропами, дорогами, которые известны только местным жителям, а диверсионные группы выходят на большаки и железнодорожные линии, закрывают их для противника - рвут мосты, рельсы, провода, пускают под откос эшелоны. Там, где идёт ночью партизанская колонна, - тишина, а далеко вокруг всё гремит и пылает."
29 июня соединение переходит железную дорогу Луцк - Здолбунов. "Для того чтобы не допустить эшелона с живой силой и избежать боя при переезде железной дороги обозом, высылаю диверсионные группы направо и налево от переезда, которые в 23.00 должны во что бы то ни стало заминировать оба пути железнодорожного полотна". Близость столицы рейхскомиссариата в случае обнаружения партизанского отряда давало возможность гитлеровцам быстро подтянуть силы. Поэтому требовалась исключительная осторожность и максимальная слаженность в действиях бойцов.
В 23.15, пишет Ковпак, раздались 2 взрыва на запад от переезда, а в 23.25 прозвучали взрывы и с востока. Результат: "Спущено 5 эшелонов. Когда колонна прошла уже 2-3 км от переезда, а хвост колонны, переправившись через дорогу, заметал след обоза срубленной березой, которую везли пара волов, на дороге в темноте горели два эшелона, трескались снаряды и бомбы".
6 июля партизанское соединение вступает в пределы Галиции. В пограничных сёлах небольшие немецкие гарнизоны в основном попросту разбегаются при приближении ковпаковцев. Те, кого партизанам удается застать врасплох, подвергаются разгрому.
Обойдя Ровно с запада, Ковпак резко повернул на юг, пройдя через всю Тернопольщину.
В ночь на 16 июля партизаны переправились через Днестр по мосту севернее Галича и вошли в горы. И уже вечером того же дня немцы блокировали соединение.
Две недели Ковпак маневрировал по горам, прорывая одно окружение за другим, а было их свыше двадцати.
За это время соединение потеряло всё тяжёлое оружие, обоз и конный состав - как ездовых, так и кавалерийских коней.
1 октября основные силы соединения собрались у хутора Конотоп на Житомирщине. Этот день можно считать завершением Карпатского рейда.
За время рейда партизаны с боями прошли около 2000 километров, уничтожили и ранили более 3800 гитлеровцев, взорвали 19 воинских эшелонов, 52 моста, 51 склад, вывели из строя электростанции и нефтепромыслы вблизи Биткова и Яблонова, уничтожили от 13 до 17 вражеских гарнизонов, надолго вывели из строя железнодорожный узел Тернополь.
Этот рейд стал одной из выдающихся операций партизан в годы Великой Отечественной войны.
Осуществлённый во время Курской битвы, он имел большое морально-политическое значение.
Сея сумятицу и тревогу в тылу врага, соединение оттягивало на себя значительные вражеские силы, разрушало железнодорожные пути, задерживало переброску фашистских войск на фронт.
Кроме того, рейд имел большое влияние на развитие партизанской борьбы в западных областях Украины: на вооружённую борьбу с врагом поднялись новые тысячи жителей, пополнивших ряды партизан. Кроме того, напомнили фашистским пособникам о неминуемости возвращения советских войск в эти края и наказания преступников.
Карпатский рейд многие исследователи считают одной из наиболее выдающихся партизанских операций Второй Мировой войны, и действия ковпаковцев вошли в пособия по ведению партизанской войны.