фейсбук

инстаграм

вконтакте

Торжественно заложен Охтенский мост

Еще в 1829 г. при утверждении Николаем I перспективного плана развития Петербурга была обозначена трасса постоянного моста, призванного соединить Охту с центром города. В то время мечта о постоянных мостах через Неву еще только зарождалась в наиболее смелых инженерных умах.

Торжественная закладка моста произошла накануне дня 200-летия Полтавской битвы – 26 июня (10 июля) 1909 года.

Мост решено было назвать в честь триумфатора этой битвы – императора Петра Великого — Охтенский Имп. Петра Великого мост.

Строительство моста выполнялось заводом варшавской фирмы «К. Рудзский и К°», а разводной пролет с механизмом выполнил Петербургский Металлический завод. Строительством моста руководил Г. Г. Кривошеин, его помощниками по технической части были инженеры С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов и Г. П. Передерий. 26 октября 1911 года был произведен торжественный пуск моста в эксплуатацию в присутствии министра внутренних дел А. А. Макарова, хотя строительные работы еще продолжались до 1913 года.

Стоимость всех работ составила 4 млн 400 тысяч рублей. Петербург пополнился монументальным инженерным сооружением. Его гранитные башни, завершенные прозрачными застекленными фонарями, видны с реки за несколько километров. Мост имеет три пролета. Два боковых перекрыты сквозными металлическими клепаными пролетными строениями в виде арочных ферм с проезжей частью по нижнему поясу. У концов разводного пролета расположены две облицованные гранитом башни управления подъемными механизмами, задуманные в виде маяков. Стены башен выше крайних ферм. Они увенчаны четырехгранными, кубической формы, фонарями.

Левобережный устой сооружён на свайном основании, остальные опоры моста имеют кессонные основания.

Опоры облицованы гранитом, у левобережной опоры устроены гранитные спуски к воде. У правобережной опоры спуск к воде существовал до 1983 года, но был ликвидирован при строительстве магистральной автомобильной трассы по Малоохтинской набережной.

Стены башен построены выше крайних ферм. На верху башен кубические четырёхгранные фонари. Снаружи к башням пристроены полукруглые полубашенки с остроконечными полукуполами. На стенах башен моста установлены шесть бронзовых досок, на которых выбиты имена инженеров, архитекторов и строителей моста, технические характеристики сооружения и, особенно подробно, всех чиновников, в бытность которых мост построен.

Существует легенда, что среди миллиона металлических заклепок моста есть одна золотая, закрашенная в один цвет со всеми. Разводное устройство моста позволяет всего за 30 секунд поднять его средние пролеты. Боковые пролеты на то время стали самыми длинными мостовыми перекрытиями в городе – 136 метров.

К окончанию строительства моста приурочили открытие бронзового бюста Петра Первого, выполненного И. Гинцбургом на средства охтинского пригородного общества. «Петру 1-му – благодарные охтяне» – было выбито на постаменте. Благодаря высокому качеству строительства, первые ремонтные работы производились только в 1971 г.

В 1982-1985 годах берег Невы возле моста коренным образом реконструирован. Здесь соорудили каменную набережную с путепроводом, обеспечившим транспорту возможность движения в двух уровнях. Часть новой автомобильной магистрали была проложена по бывшему двору Петрозавода. Её строительство оказалось делом не простым. Бригаде, возглавляемой Д. А. Красильниковым, пришлось забивать в землю 30-метровые сваи, что было для неё делом абсолютно новым.

Но строители справились с этой задачей. Кроме этого ими было разобрано 2 000 кубометров крепчайшей бутовой кладки берегового устоя, уложено 30 000 квадратных метров дорожного покрытия. Во время установки опор путепровода оказалось, что здесь расположены слабые грунты. Для придания опорам устойчивости в срочном порядке пришлось сооружать железобетонную плиту объёмом 160 кубических метров.