ГлавнаяФевраль10 февраля › Спущен на воду английский броненосец «Дредноут»

Спущен на воду английский броненосец «Дредноут»

HMS Dreadnought — британский линкор, совершивший революцию в военно-морском деле, родоначальник нового подкласса линейных кораблей «дредноутного типа», названного в его честь. Шестой корабль Королевского флота, носивший это название.

«Дредноут» стал первым в мире кораблём, при постройке которого был реализован так называемый принцип «all-big-gun» — в составе его вооружения было десять 305-мм орудий и отсутствовали орудия промежуточного калибра. «Дредноут» также стал первым в мире линкором с паротурбинной силовой установкой, обеспечившей ему очень высокую по тем временам скорость в 21 узел. За счёт преимущества в скорости новый линкор мог выбирать выгодную ему дистанцию боя и благодаря большему количеству 305-мм орудий имел неоспоримые тактические преимущества над броненосцами того времени. Вместе с тем, броневая защита «Дредноута» местами была хуже, чем у заложенных до него броненосцев типа «Лорд Нельсон».

Строительство «Дредноута» стало значительным событием в кораблестроении. После появления «Дредноута» все ведущие морские державы мира начали строить линейные корабли, подобно ему имевшие основное вооружение из однокалиберных орудий. По имени своего прародителя эти корабли получили нарицательное имя «дредноуты». Гонка морских вооружений перед Первой мировой войной привела к появлению «сверхдредноутов» с вооружением из 343-мм и 381-мм орудий. На их фоне «Дредноут» смотрелся уже откровенно слабым, поэтому в Ютландском сражении — самом крупном в Первой мировой войне — прародитель класса находился во «второй линии» и активного участия в бое не принял.

После официальной даты закладки число работающих было доведено до 3 тыс. человек. Фишер настаивал на организации второй смены, но в таком случае пришлось бы собрать на стапеле 6 тыс. человек из 8 тыс., работавших на верфи. Это заставило бы остановить прочие строительные и ремонтные работы, и потому от этой затеи отказались. Для упрощения заготовительных операций ещё на этапе подготовки рабочих чертежей было значительно уменьшено количество типоразмеров стальных профилей. Количество толщин стальных листов также было сведено до минимума. Принятых мер оказалось достаточно, чтобы установить не побитый до сегодняшнего дня рекорд темпов постройки крупного корабля. 10 февраля 1906 года «Дредноут» был спущен на воду. Церемонию проводил король Эдуард VII. А уже 3 октября 1906 года корабль вошёл в строй. Таким образом официально срок его постройки составил один год и один день.

Если считать от даты укладки первого листа на стапель — мая 1905 года, до декабря 1906 года когда была завершена подготовка «Дредноута» к атлантическому походу, получится 20 месяцев. А если считать до даты ввода в строй как боевой единицы, то и все 23. Но даже этот срок является выдающимся результатом, учитывая количество примененных на корабле принципиально новых решений.

Единственным боевым достижением «Дредноута» стал успешный таран германской подводной лодки «U-29», которой командовал ас-подводник Отто Вединген, в начале войны в течение одного дня потопивший три британских броненосных крейсера — «Абукир», «Кресси», «Хог». После завершения войны устаревший «Дредноут» был выведен в резерв и вскоре разделан на метал