Книги со скидкой

г.

Советский истребитель Су-15 сбил южнокорейский Боинг 747, на борту которого было 269 человек

Катастрофа Boeing 747 над Сахалином — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в ночь на четверг 1 сентября 1983 года неподалёку от острова Сахалин и ставшая одной из крупнейших в истории авиации.

Boeing 747-230B борт HL7442 выполнял регулярный рейс KE007 по маршруту Нью-Йорк — Сеул. 31 августа он вылетел из Нью-Йорка, затем совершил промежуточную посадку в Анкоридже для дозаправки. 1 сентября в 13:00 он вылетел из Анкориджа и взял курс на Сеул. На его борту находилось 269 человек — 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

Полёт рейса 007 должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, огибая территорию СССР, затем над Японией.

Почти с самого начала полёта лайнер начал отклоняться от намеченного курса, который был направлен прямо на радиомаяк «Бетел» и далее по маршруту R-20. Вместо этого он прошёл в 20 километрах к северу от маяка. В это же время в воздухе находился американский самолёт-разведчик Boeing RC-135 ВВС США, который некоторое время сближался с пассажирским лайнером. Представленные позже советской стороной данные радиолокационных наблюдений показывали, что рейс KE007 в определённый момент времени сблизился с RC-135 настолько, что метки на экранах радаров слились. После этого один самолёт направился вглубь территории СССР, а другой — по маршруту, близкому к международной воздушной трассе. Вполне возможно, что станции советской ПВО с этого момента и далее вели рейс 007 как американский разведчик, чему способствовали сходные размеры и конструкция планеров самолётов.

На территориях, над которыми пролетал Boeing 747, находились военные объекты, и полёты иностранных самолётов в этом районе были запрещены. При приближении к Камчатке на его перехват были подняты истребители Су-15ТМ 865-го истребительного авиаполка с аэродрома Елизово. Затем рейс 007 покинул воздушное пространство СССР, продолжив полёт над Охотским морем, а истребители вернулись на базу. При пролёте контрольной точки NIPPI самолёт отклонялся от курса уже на 300 километров, направляясь в сторону Сахалина. Когда Boeing 747 был обнаружен РЛС ПН Оха, были приведены в повышенную степень готовности дежурные силы на аэродромах Смирных и Сокол. Для военных, несущих боевое дежурство по охране воздушных рубежей Советского Союза, это был нарушитель воздушного пространства. В 17:42, когда авиалайнер обогнул мыс Терпения, на перехват с аэродрома Смирных был поднят МиГ-23МЛ из дежурного звена 528-го истребительного авиаполка, а в 17:54 — и Су-15 из дежурного звена 777-го истребительного авиаполка с аэродрома Сокол.

В 18:16 «Боинг» повторно вошёл в воздушное пространство СССР над Сахалином. Максимальное отклонение от обычной трассы достигало 500 километров. Истребитель-перехватчик Су-15 догнал нарушителя и некоторое время сопровождал его. Находясь вне зоны видимости пилотов лайнера, он сделал несколько длинных предупредительных очередей из авиапушки. В своих воспоминаниях пилот перехватчика Геннадий Николаевич Осипович отмечает, что предупредительные выстрелы были сделаны бронебойными, а не трассирующими снарядами, и пилоты лайнера могли их не заметить.

Также он не пытался связаться с самолётом по радио — это требовало перехода на другую частоту. Лётчик признался, что не смог идентифицировать самолёт-нарушитель: «Мы не изучаем гражданские машины иностранных компаний». Однако Осипович уверен, что его присутствие не осталось незамеченным: самолёт-нарушитель снизил скорость до 400 км/ч, что советский пилот принял за попытку ухода от перехвата — дальнейшее снижение скорости привело бы к сваливанию перехватчика в штопор. По мнению комиссии ИКАО, расследовавшей данный инцидент, снижение скорости было вызвано началом набора высоты для занятия другого эшелона.

В 18:26 с земли поступил приказ об уничтожении нарушителя, и Осипович с дистанции 5 километров выпустил по цели две ракеты «Р-98». Первая ракета пролетела мимо, вторая взорвалась рядом с хвостом, повредив системы управления. Первоначально после поражения лайнер начал набор высоты, а затем стал снижаться со скоростью 1500 м/мин и вошёл в глубокую спираль. Через 12 минут после атаки рейс KE007 на почти сверхзвуковой скорости рухнул в пролив Лаперуза и полностью разрушился.