фейсбук

инстаграм

вконтакте

Николай Ильминский, педагог-миссионер, востоковед, автор ряда учебников.

Николай Иванович Ильминский
Николай Иванович Ильминский
Дата рождения
Дата смерти

Николай Иванович Ильминский — русский востоковед, педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Академии Наук.

Н. И. Ильминский родился 23 апреля 1822 года в Пензе в семье иерея (впоследствии — протоиерея) Николаевской церкви.

Успешно окончил Пензенское духовное училище и Пензенскую духовную семинарию со званием студента.

В 1842 — 1846 годах в составе первого набора учился в Казанской духовной академии, после окончания которой 10 октября 1846 года был определён «учителем Казанской Духовной Академии по классу естественных наук и турецко-татарского языка». 8 июня 1847 года Н. И. Ильминский был возведён в степень магистра, а 16 сентября 1847 года «переименован бакалавром».

С раннего возраста Н. И. Ильминский проявлял большие способности к изучению языков. По свидетельству его биографа, профессора П. В. Знаменского, «раз услышанное или прочитанное слово чужого языка, кажется, никогда уже им не забывалось, этого мало, — с каким-то, можно сказать ясновидением он быстро схватывал самый строй, внутренний дух нового неизвестного ему прежде языка до такой степени, что мог, кажется, без грамматики и словаря наперёд угадывать подробности его форм и значение его своеобразных понятий».

Вместе со своим учителем А. К. Казембеком и Г. С. Саблуковым Н. И. Ильминский был привлечён к работе по переводу на татарский язык Священного Писания. В это время он пришёл к мысли о необходимости использовать при переводах «народный язык», понятный для большинства населения.

5 декабря 1847 года по собственному прошению Н. И. Ильминский был уволен из духовного звания.

В 1847 году для лучшего усвоения разговорного татарского языка Н. И. Ильминский переселился в Старо-Татарскую слободу Казани, посещал медресе.

Как отмечается в монографии М. З. Хабибуллина и М. А. Кострюкова «Казанское востоковедение XIX — первой половины XX вв.: П. К. Жузе», Н. И. Ильминский первым поднял «вопрос о более определённой постановке миссионерских кафедр».

В 1850 году он был командирован в Санкт-Петербург для продолжения работы в переводческом комитете.

В 1851 году, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, утверждённого Императором Николаем I, Н. И. Ильминский был направлен на Ближний Восток (в Константинополь, Дамаск, Каир и другие города) «для собрания подробнейших и основательнейших сведений о магометанском учении и для усовершенствования себя в языках Арабском, Турецком и Персидском, как способствующих ближайшему познанию магометанского учения». Это была первая подобная научная поездка, совершённая учёными из российского православного учебного заведения.

Во время пребывания в Палестине он подружился со святителем Феофаном Затворником (Г. В. Говоровым).

После возвращения в 1854 году с Ближнего Востока Н. И. Ильминский был назначен первым преподавателем «противомусульманского отделения» Казанской духовной академии: вёл занятия по «истории Мухаммеда», «мухаммеданской вере», педагогике, татарскому и арабскому языках.

В 1855 — 1856 годы у Н. И. Ильминского, выработавшего систему православного просвещения народов Поволжья, Средней Азии и Сибири, по утверждению Д. К. Зеленина, сложилось твёрдое убеждение, что «лучшим средством для борьбы с иноверческой пропагандой может быть только школьное просвещение инородцев», «которое развило бы в них охоту к самостоятельному, беспристрастному размышлению, обогатило бы их здра­выми понятиями о природе и истории и внушило бы им уважение к свидетельствам до­стоверным».

В 1857 году Н. И. Ильминскому было присвоено звание экстраординарного профессора.

В эти годы Н. И. Ильминский впервые в истории тюркологии подготовил к изданию чагатайский текст «Бабур-наме». Вскоре — в 1859 году — он издал в Казани другой важный средневековый памятник — «Кысас ал-анбийа».